Время, которое нужно беречь. "Время - наше богатство. Береги его" Упражнения по тайм – менеджменту для школьников

Каждый Родитель должен ясно понимать, что вечно неуспевающие взрослые вырастают из детей, у которых родители "забыли" и не смогли сформировать чувство ценности времени.

Как часто мы слышали от своих родителей или учителей: «Делу время - потехе час», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Ничто не имеет такой цены, как время», «Время - деньги!» И это не пустые слова - они являются результатом многовекового человеческого опыта, сгустком человеческой мудрости.

Многие современные деловые люди, испытывая хронический недостаток времени не только на отдых, но и на труд, идут на курсы «Самоменеджмента по организации своего времени». Тратят там, между прочим, не только немалые деньги, но и свое драгоценное время, надеясь на то, что там их научат…

Не сомневаемся, что их надежды оправдываются в полной мере. Однако, памятуя о том, что переучиваться всегда сложнее, мы хотим помочь родителям обучить своего малыша самому распоряжаться своим временем.

Надо ли учить чувству времени?

Под чувством времени понимается не только умение по стрелкам часов определять который час, но и внутреннее ощущение протяженности времени, реально необходимого для определенного события, дела, выполнения задания. Например, знает ли ваш ребенок, за сколько минут он может одеться? Сколько времени занимает дорога от дома до детского сада?

Отвечая на вопрос: «Чувство времени - это врожденное или воспитываемое качество?», мы со всей ответственностью заявляем - воспитываемое. Каждый Родитель должен ясно понимать, что вечно неуспевающие взрослые вырастают из детей, у которых родители «забыли» или не смогли сформировать чувство ценности времени.

Факт того, что каждое событие имеет свою протяженность во времени, для малыша от трех до пяти лет является ОТКРЫТИЕМ. Вряд ли маленький ребенок вообще задумывается над тем, что каждое его действие измеряется временем. Поэтому в ваших интересах, а в первую очередь, в интересах ребенка - помочь ему сделать это открытие еще до школы, чем потом постоянно ругать его за рассеянность, несобранность и возмущаться, что он опять ничего не успел.

Психологи утверждают, что обучая ребенка распоряжаться своим временем, взрослые воспитывают в нем собранность, самостоятельность и организованность.

С чего начать?

Научиться чувствовать время ребенок может только тогда, когда родители предоставляют ему возможность распоряжаться своим временем. Если право управлять временем ребенка постоянно находится в руках у родителей, т. е. они решают, когда малышу вставать, сколько и когда гулять, во сколько ложиться спать и прочее, то у ребенка, с одной стороны, просто не возникает потребности, а с другой, и не появляется возможность научиться чувствовать время. А некоторые родители вообще никак не регламентируют жизнь ребенка во времени. Когда проснется - тогда и встанет, когда захочет - тогда и поест, сколько хочет - столько и играет. Как же при таком «безвременье» ребенок может научиться чувствовать время? В том то и дело, что никак…

У каждого человека чувство времени тесно связано с его эмоциональным состоянием. Помните выражение одного из героев фильма: «Ощущение времени зависит от того, с какой стороны от дверей туалета ты находишься»? Вероятно всем знакомо, что при увлечении каким-то делом время летит, как одно мгновение, а 15-минутное ожидание под дверями врача превращается в адскую муку. Тем более это касается малышей. Например, ребенок очень любит смотреть мультики. Мама говорит ему, что мультфильмы будут показывать через полчаса. И даже если малыш формально знает, сколько должна пройти минутная стрелка на циферблате за полчаса, то все равно он будет прибегать через каждые пять минут и спрашивать: «А полчаса уже прошло?» Понятно - сильное желание искажает ощущение времени.

Искажения реального времени у детей считаются вполне естественными. Для ребенка типичны два состояния: либо он увлечен игрой (любимыми мультиками и т.п.) и тогда время для него не существует, либо он не знает, чем ему заняться и слоняется без дела, и тогда время для него как бы останавливается.

Вспомните, наверняка у вас возникали подобные ситуации, когда вы утром будите ребенка за час до выхода из дома. И у вас только час, чтобы привести в порядок себя, ребенка, перекусить самой и собрать ему все необходимое в садик. Пока вы одеваетесь, краситесь, завтракаете, малыш чем-то увлекся (рисованием, игрой в куклы, конструктором и т.п.). Вы зовете его одеваться. А он не идет… И не потому, что он не слышит маму, и не потому, что он непослушный и вредный, а потому, что он находится в «безвременье» (и это, кстати, его естественное детское состояние). Однако вы, в отличие от малыша, как раз четко понимаете, что ваши минуты строго регламентированы. В результате у вас в душе закипает раздражение на ребенка. А он просто не понимает, почему мама влетает, как ураган в комнату, отнимает у него любимую игрушку и тащит за шкирку одеваться. Он просто не может осознавать время так же, как вы! Как же поступать в подобных ситуациях?

Ответ прост, как и все гениальное. Подойдите к ребенку и вникните в его мир игры, затем каким-то образом отреагируйте на него: дайте позитивную оценку происходящему процессу, задайте вопросы по сюжетной линии, а затем переключите игру на ее окончание. Регламентируйте время занятий ребенка, но не количеством минут, которые ребенок не сможет осознать, а количеством операций: «Вот давай дорисуем здесь цветы и идем одеваться»; «Достроим крышу дома и пойдем»; «Поросенок сейчас убежит от волка к брату и будет там отдыхать до твоего возвращения из садика»…

Поверьте, такая стратегия займет не больше 3 - 5 минут, но вы не «закипите», как чайник, не испортите игру ребенку и сможете узнать много интересного о своем малыше.

Учимся, играя…

Перед тем как куда-нибудь идти, например, в детский сад, спросите ребенка: «Как ты думаешь, за какое время мы сегодня сможем дойти в детский сад?» После ответа ребенка вы можете демонстративно засечь время, отмечая не только положение стрелок на часах, но и место «старта». При этом в первый раз вы можете предложить ему пройтись обычным шагом. Через пару дней повторите эксперимент, но договоритесь идти медленно. В следующий раз предложите пройти этот путь быстрым шагом. После того, как вы проведете эти три эксперимента, обсудите с ребенком соотношение скорости ходьбы и времени. Спросите о его ощущениях. В каком темпе ему больше всего понравилось ходить в сад? Учтите его пожелания в дальнейшем. Если ваши возможности и его желания расходятся (например, он желает идти медленно, вам же, понятное дело, не до сантиментов) - объясните ребенку, почему утром это нежелательно. Пообещайте (разумеется, с последующим исполнением), что вечером вы будете ходить так, как нравится ему.

С музыкой вместе

Наверняка ваш ребенок уже имеет свои домашние обязанности. Некоторые он выполняет охотно и быстро, а другие делает с большой неохотой и очень медленно. Подумайте, под какую песенку он мог бы это делать быстрее, т.е. какой ритм музыки соответствовал бы этому занятию. Музыку подбирать лучше с учетом музыкальных вкусов ребенка. Когда это будет соблюдено, договоритесь с малышом, что он будет делать это нелюбимое дело (например, застилать постель) под бодрую и веселую мелодию: «Вместе весело шагать по просторам!» Каждое утро включайте ему эту песенку, это будет своего рода «условный сигнал». Через некоторое время ребенок уже сам будет напевать себе эту песенку и убирать постель с соответствующим ритмом движений. Даже если вашему малышу, как говорят, медведь на ухо наступил, это не значит, что этот прием для него не подходит, так как здесь важно само восприятие заданного ритма, в соответствии с которым легче выполнять нелюбимое занятие, а игра будет способствовать развитию самореализации ребенка.

Кроме песенки, можно применить еще одну хитрость. Пусть ваш ребенок, выполняя свое нелюбимое домашнее дело, превращается в какого-нибудь сказочного героя, который делал все, причем быстро и добросовестно. Например, если ваша малышка не любит мыть посуду, пусть представит, что она Золушка, которая очень спешит на бал, но должна сделать все, что ей поручили.

5 минут - это много или мало?

Спросите у ребенка, что, по его мнению, он может успеть сделать за 5 минут. Очень важно, чтобы у малыша появился опыт соизмерения длительности реального времени с определенными делами в его жизни. После того, как он подумает и скажет, что он сможет сделать за 5 минут, пусть сразу же попробует это выполнить, а вы засеките, сколько у него уйдет на это времени на самом деле. После этого обязательно обсудите разницу между реальным и предполагаемым временем.

В следующий раз спросите у малыша, что он сможет сделать за 10 минут, затем за 15. Постепенно у ребенка сформируется осознание того, что все свои обязанности он выполняет за какое-то время. После этого спросите у ребенка, какие из его 15-минутных дел можно было бы сделать за 10. Дайте ему возможность это проверить на опыте. Поинтересуйтесь у малыша, хотел бы он, чтобы в его жизни появились большие дела на 20, а то и на 25 минут?

Такие занятия позволяют ребенку понять, что не во всех делах время их выполнения зависит только от него, что есть объективно определяемое время. Например, если мама или он сам хочет заварить чай, то они не смогут сделать это быстрее, чем закипит чайник.

«Хранитель времени»

Важно, чтобы малыш имел опыт наблюдений. Поэтому предлагайте ребенку, хотя бы иногда, прежде чем начать какое-то дело (умывание, одевание, прием пищи и т.д.), посмотреть на часы и запомнить расположение стрелок на циферблате, а затем сравнить, как изменилось их расположение после окончания занятия.

Кроме того, вы можете попросить его стать хранителем вашего времени, когда вы собираетесь заниматься какими-то домашними делами. Дайте ему часы с секундной стрелкой и пусть он понаблюдает за тем, сколько времени занимают те или иные ваши действия. Вы можете также попросить его делать рисунки, записи, сравнения, где и в чем вы были более резвее или медленнее. Это научит его чувству времени и наблюдательности.

Беречь время намного легче, чем вам кажется. Все дело в самоорганизации. Есть много эффективных приемов управления временем.

Составляем список дел

Многие считают, что способны выполнять несколько дел одновременно. Как правило, они ошибаются, и в итоге задания выполняются некачественно либо же не выполняются совсем. Секрет состоит в том, что нужно выполнять работу последовательно, по заранее составленному плану, в который можно иногда подглядывать, чтобы напомнить себе об очередности дел.

Составление списка дел – ключевой этап в самоорганизации. В этот перечень должны быть внесены приоритетные задачи, а также детальное описание их выполнения. Правильно составленный список – это половина пути к успеху. Есть несколько вариантов перечней, которые помогут вам распределять время.

Составьте перечень дел, которые нужно завершить сегодня. Будьте реалистом. Не планируйте больше шести пунктов на день, поскольку вряд ли вам удастся выполнить все. Если одна и та же позиция включается в список больше трех дней подряд, ищите этому причину. Их может быть несколько: либо ситуация достигла критической точки и каким-то образом решится сама собой, либо же этот вопрос может подождать и не стоило вообще отводить ему первое место.

Составьте список заданий, которые вам нужно выполнить за определенное время. Распределите дела в зависимости от важности и срочности. Это даст вам возможность контролировать события, а не зависеть от них.

Покидая рабочее место, набросайте заметки на завтрашний день. Делайте записи даже тогда, когда вам просто нужно куда-то выйти. Отвлекшись, вы легко забудете, что планировали сделать в первую очередь, и не выполните задуманное.

Многие не соблюдают формальности и не делают заметок. Но однажды (как правило, в самый неподходящий момент) память может подвести. Психологические исследования показывают, что максимальное количество пунктов, которые можно удержать в памяти, – семь (плюс или минус два).

Кроме того, учтите такой факт: если вас прерывают в тот момент, когда вы пытаетесь что-либо запомнить, то, как следствие, вы начисто это забываете. Поэтому не ленитесь записывать свои планы. Благодаря этому вы:

Не забудете ничего важного;

Не будете вынуждены повторно идти или звонить, чтобы закончить задание;

Сможете регулярно вычеркивать из списка уже сделанное и знать, что часть заданий окончательно завершена.

Справляемся с бумажной волокитой

Есть некоторые, на первый взгляд, незначительные моменты, которые очень отрицательно сказываются на самоорганизации. Беспорядок на столе, в портфеле, шкафу для бумаг или автомобиле – яркое свидетельство того, что вы не в состоянии организовать себя и свою бумажную работу. Привычка ничего не выбрасывать может обернуться настоящей катастрофой. В один прекрасный день вы рискуете быть погребенным под горами макулатуры, годящейся разве что на растопку камина в уютном загородном домике. Единственный способ борьбы с бумажной волокитой – это работать с одним документом не больше одного раза. Внимательно ознакомившись с документом решите, что с ним делать дальше:

Зарегистрировать и подшить;

Обдумать;

Передать другим;

Бросить в корзину.

Надо сказать, что последнее сделать труднее всего. Как правило, нам нелегко дается решение отправить в корзину для мусора лист бумаги. Очень жаль, что так мало значения придается мусорной корзине как «организационному» средству. Не поощряйте «инстинкт белки» – хранить все, что попало в руки. Если документ вам не нужен, избавьтесь от него.

Но если же вам тяжело заставить себя совершить такой шаг, обзаведитесь специальным лотком с пометкой «Для растопки» или какой-нибудь еще. Складывайте туда все, что не решаетесь выбросить. Через несколько месяцев возьмите третий документ снизу и не глядя выбросьте его. Коль скоро он не понадобился до этого времени, он вообще не имеет никакого значения.

Делаем личные записи

Очень важно помнить, что произошло в течение дня. Ведь другие люди могут воспринимать происходящее не совсем так, как вы. Чтобы в спорной ситуации быть уверенным в своей правоте, записывайте события дня.

Заведите специальный блокнот , в который будете вносить все замечания к резолюциям руководства. Всегда носите этот блокнот с собой.

Обязательно держите у телефона бумагу и ручку. Удивительно, почему люди не делают этого. Как часто во время телефонного разговора собеседник вдруг просит подождать минуточку, пока он не найдет, чем бы записать новую информацию!

Всегда храните под рукой каталог важных имен, адресов и телефонных номеров . Не полагайтесь на запись в адресной книге телефона: во время разговора вы не сможете им воспользоваться.

Записывайте время важных входящих и исходящих электронных сообщений и телефонных звонков в ежедневник. Та к вы всегда будете знать, когда произошло событие и когда вы на него отреагировали.

В поисках необходимого

При наличии налаженной системы поиска необходимых бумаг, найти необходимый документ можно достаточно быстро и легко. Если же ваша система далека от совершенства или ее не существует вовсе, стоит все-таки затратить время на ее разработку.

Во-первых, она должна быть простой. Зачем лишний раз усложнять себе жизнь? Сложная система с перекрестными ссылками редко помогает быстро находить нужное, скорее, наоборот, – отнимает больше времени для ее создания и поддержания. Выберите систему, удовлетворяющую всем вашим требованиям. Убедитесь, что она работает хорошо, а вы, благодаря ее функционированию, оперативно можете найти все необходимое. Вот некоторые простые предметы системы поиска, помогающие быстро находить нужные бумаги:

Папки для главных проектов с яркими надписями;

Лоток «Срочное» для шести ежедневных задач;

Небольшие карманные блокноты, разделенные по темам и размещенные в алфавитном порядке;

Папка-гармошка для хранения документов в хронологическом порядке;

Набор каталожных карточек для занесения полной информации о клиентах, расположенных либо в хронологическом порядке, либо по виду продукции;

Набор конвертов для квитанций с пометкой для каждого месяца;

Яркая папка или коробка с ярлыком « V.I.P.», куда заносится самая важная информация. Такая папка непременно должна быть яркой, чтобы вы никогда не теряли ее из виду.

Для эффективного использования времени важно точно знать, где хранятся те или иные документы. Обязательно убедитесь в том, что информация попала именно в нужную папку. Это может показаться само собой разумеющимся, но частое использование таких простых приемов приносит бо льшую пользу управлению временем, чем все персональные системы организации и самые лучшие наглядные пособия в мире.

Используем рациональные способы

Опоздания – всеобщая проблема. Если у вас нет времени действовать по правилам, прибегните к чрезвычайным мерам.

Вместо отправки письма в ответ на входящее сообщение изложите свою информацию на оригинале, сделайте ксерокопию и верните отправителю. (Адресат получит своевременный, хотя и не очень красиво оформленный ответ. Но это все же лучше, чем не отреагировать вовсе или ответить с опозданием).

Для небольшого послания используйте вместо письма «благодарственные записочки» или почтовые открытки.

Пользуйтесь мусорной корзиной. Не тратьте время на хранение ненужных вещей. Если есть сомнения, заведите папку с названием «На всякий случай» и регулярно ее очищайте.

Установите трехминутный таймер на телефонные звонки. Это особенно полезно, если собеседник любит поболтать. Звук сигнала в определенное время ясно даст понять, что разговор подходит к концу.

Делаем выводы

Многие вещи могут помешать эффективному управлению временем. Поэтому очень важно убедиться, что причиной тому стал не недостаток личной организованности.

Следите за порядком, постоянно поддерживайте его. Это облегчит быстрый поиск предметов и не допустит пустой траты времени на попытки найти какую-то вещь в самом неожиданном месте.

Используйте тактику «скорой помощи». Мгновенная реакция на события обеспечит вам своевременное завершение дел даже в период аврала.

Помните, что умение организовать себя – это основа успешного управления временем.

Спросите себя

Проанализируйте, как у вас обстоят дела с самоорганизацией, и дайте ответы на следующие вопросы:

^ «Кочуют» ли отдельные пункты из плана в план на протяжении нескольких дней?

^ Не забываете ли вы выполнить какое-то задание из-за того, что забыли его записать?

^ Часто ли вы теряете важные записи, письма и документы?

^ Не забываете ли вы о назначенных встречах? Всегда ли помните о всех текущих делах?

^ Приходится ли вам по несколько раз возвращаться к изучению одного и того же документа?

^ Сложно ли вам найти нужное, когда вы торопитесь?

^ Не пытаетесь ли вы делать слишком много дел одновременно?

Все получится, если…

Составлять перечень того, что необходимо сделать;

Работать с одним документом не больше одного раза;

Отправлять в мусорную корзину ненужные бумаги;

Научиться находить нужные предметы в течение нескольких секунд, а не минут;

Разработать эффективную систему поиска нужных вещей;

Записывать все происходящие события;

Использовать необычные способы решения неожиданно возникших проблем;

Выработать уверенность в том, что события находятся под вашим контролем;

Всегда раскладывать вещи по своим местам.

Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озера. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». Автор убежден, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко времени. И учить, как беречь время, как его находить, как его добывать. Самое же главное – научить отчитываться за время.

Даниил Гранин

Русский писатель и общественный деятель

Введение

Именно эта цитата и натолкнула меня на идею – написать материал по тайм-менеджменту, отразить в нем такие основы и правила, которым будет, во-первых, удобно и приятно пользоваться, а во-вторых, они принесут значительную пользу, если их начать применять в жизни. В данном материале мы поговорим не только о такой науке, как тайм-менеджмент, но и в целом постараемся построить такое видение жизни, которое должно будет помочь максимальному количеству людей, а в первую очередь подрастающему поколению. Перед тем, как мы приступим к делу, задам вам вопрос: «Как вы относитесь к краже ваших денег?» Полагаю, ничего хорошего вы в этом не видите. Но время – это еще большая ценность, чем деньги, нужно как можно быстрее это понять. Данная ценность невосполнима. Научившись беречь своё время, вы научитесь беречь и чужое. Да, нужно начинать с себя. Нужно воспитывать в себе это качество.

Глава 1. Причины нехватки времени

В данной главе необходимо перечислить все основные причины, по которым у вас не получается делать большее и найти для них решение

Сон

Сборы в школу

Учёба

На выполнение домашних заданий, на свои увлечения, общение с друзьями, все дела и обязанности вам остаётся 9 часов! Это, поистине, целое богатство, о котором мечтают многие взрослые, которые проводят значительное время на работе.

Андрей Белоусов, учащийся 9 «А» класса в 2009 году написал исследовательскую работу на тему: «Время старшеклассника. Как им управлять». В своей работе, проведя опрос, он выделил следующие причины нехватки времени у таких же, как он ребят. Результаты получились следующие (некоторые объединил, потому что были схожи): 1. Я слишком долго делаю домашние задания. 2. Много времени отнимает интернет и телевизор. 3. Не планирую предварительно свой день. Отсюда перекладываю дела на потом, и нет четкой картины, чем нужно заниматься. 4. Легко отвлекаюсь от важных дел на посторонние. 5. Не довожу начатое дело до конца. 6. Делаю всё очень медленно и вообще долго раскачиваюсь в начале дня. Полагаю, каждый из вас нашёл себя в этих проблемах, которые мешают вам полноценно жить и учиться. Если я заблуждаюсь и у вас всё хорошо, то можете закрывать работу. А те, кто хочет решить для себя эти проблемы, советую продолжить читать. Далее я постараюсь обстоятельно пройтись по этим проблемам, «пожирателям времени».

Причина №1 слишком долго делаю домашнее задание. Как эффективно делать домашние задания?

Информация, которая выделена ниже, поистине не для слабонервных, если вы относитесь к типу излишне впечатлительных людей, то настоятельно рекомендую её пропустить:

Важно

Выполняйте домашнее задание с утра. Для этого необходимо вставать на 2 часа раньше, ложиться спать, разумеется, тоже. У большинства производительность с утра ровно в 2 раза выше, чем вечером. Например, если вы выполняете уроки вечером в течение 4 часов, то утром эта же работа займет у вас всего 2 часа. Плюс вы значительно лучше будете усваивать информацию. Вы не только сократите время работы, но и качество занятий с утра будет выше. Кроме того, к первому уроку в школе ваш мозг в отличие от одноклассников, будет в полной боеготовности, он быстрее будет соображать, тогда как ваши одноклассники, как правило, еще весь первый урок зевают и не понимают, что к чему.

Сейчас достаточно сильно укоренилась тенденция проводить в социальных сетях почти всё своё свободное время, общаясь и просматривая картинки из известных пабликов. Однако утром вас практически никто не сможет отвлечь от работы, потому что попросту будет некому. Ваши одноклассники будут спать. А вечером в отличие от них, вы сможете заняться любимым делом. Как вы потратите выигранные два часа от выполнения уроков утром – решать вам.

Причина №2 много времени отнимает интернет и телевизор

Данная технология, задача которой была дать человеку возможность делать большее за меньшее время, для многих наоборот стала настоящим котлом, в котором сжигаются тысячи часов. Одно время этот «котёл» также поедал и значительную часть моего времени. Я решил, что эту проблему можно решить только радикальным путём.

1. Дать возможность писать личные сообщения «ВКонтакте» только нескольким человекам. Например, у меня получилось всего 3, это те люди, с которыми нет возможности общаться вживую. Они находятся далеко от меня.

2. Убрать из новостной ленты паблики, которые никак не развивают меня и не дают ничего полезного. Сейчас я получаю новости только от своей учебной группы. Отфильтруйте всё ненужное.

3. Удалил аккаунты в Twitter, Instagram. Первое время на меня обижались и спрашивали – «Почему я не могу написать тебе "ВКонтакте"»? Со временем до большинства, наконец, дошло, что по очень важным делам мне можно позвонить. И что вы думаете, поток бессмысленного общения «ради общения» прекратился.

Телевизор

Подумайте, что с вами случится, если не будете смотреть телевизор? Да, с вами НИЧЕГО не случится! 99,9% информации, которую вы получаете из газет, телевизора или интернета - не связаны с вами вообще никаким образом. Зачем бесполезно волноваться по поводу того, «куда катится мир»?

Еще один способ избавить себя от ненужного общения в социальных сетях, не закрывая доступ от всех, заключается в том, чтобы подключить себе уведомления из «ВКонтакте» о новых личных сообщениях по почте. То есть вам будут приходить тексты сообщений прямо в ящик. Сразу понятно – есть смысл туда заходить и отвечать, или нет, требует чье-то сообщение мгновенной реакции, или подождёт. Очень часто случается, что человек, который вам написал по «очень срочному и важному делу», с которым кроме вас никто не справится, решает вопрос спустя небольшое количество времени самостоятельно. Статистика показывает, что эта цифра близится в некоторых случаях к 100%.

Зайдите в Настройки – Оповещения – Оповещения по электронной почте, поставьте галочку напротив личных сообщений.

Причина №3 я не планирую свой день

…Даже самый простой план, если он правильно составлен, даст вам намного больше свободы и значительно больше времени на те занятия, которые вам действительно нравятся и доставляют удовольствие.

Диана Дэ Лонзор

«Лёгкий способ перестать опаздывать»

Брайан Трейси, известный американский автор большого числа бестселлеров на тему саморазвития, мотивации, продаж, достаточно часто советует следующее: «Думайте на бумаге». «Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете её и придаете ей материальную осязаемость; создаете то, что можно пощупать и увидеть. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. В ней нет никакой энергии. Незафиксированные цели ведут к путанице, неопределенности, неверному выбору направления и множеству ошибок». «Зафиксированная на бумаге цель и упорядоченный план действий сделают ваш труд намного продуктивнее. Ваши достижения будут выгодно отличаться от результатов тех, кто держит свои намерения в памяти».

Маленькими порциями

Не пытайтесь охватить большой фронт работ сразу. Чтоб работа шла, и у вас было желание к ней возвращаться, а не откладывать, необходимо разбить ее на большое количество маленьких пунктов. У вас не будет прежнего страха перед одной большой задачей, которой вы раньше боялись потому, что не знали, с какой стороны подступиться. Допустим, вам необходимо изучить творчество А.П. Чехова. Прочитать его ключевые произведения, которые присутствуют в школьном курсе литературы. Для начала мы найдем биографические сведения. Увидим, что в творчестве писателя исследователи выделяют 3 периода . Сразу разобьем нашу работу на подпункты.

I. Первый, связанный с короткими юмористическими рассказами.
1. Прочитать критику по рассказам.
2. Прочитать рассказ «Хамелеон».
3. Прочитать рассказ «Человек в футляре».
4. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

II. Второй – большие по объёму рассказы и повести с «романным» началом.
1. Обзорно изучить «Остров Сахалин».

2. Обзорно изучить пьесы «Чайка», «Три сестры»

Как мы видим, наша работа по изучению творчества уже стала более конкретной. Прочитав рассказы первого периода, мы обратимся к критике и изучим мнения исследователей. В чем, собственно, новизна, сила этих рассказов. Затем постепенно приступим к следующему этапу и, наконец, завершим работу.

НО! Составить список дел – это одно, а выполнить их – другое. Против каждого пункта ставьте сроки исполнения. Работа по изучению творчества Чехова может быть разбита по времени на неделю, может, и меньше. В любом случае, тут зависит от постановки ваших целей: насколько полно необходимо подойти к данному вопросу, чтобы нас в конечном итоге смог удовлетворить результат.

Важно

Задача тайм-менеджмента заключается не в том, чтобы максимально загрузить свой день делами, а в том, чтобы разгрузить его от ненужных. Более качественно выполнять самые важные из них и наиболее ответственные

Когда составлять список предстоящих дел?

Выделяйте время на это занятие примерно за час перед сном. Уточните, по каким предметам у вас домашнее задание на утро, выделите по степени значимости самый важный, затем тот, что менее значим и т.д. Приступайте сначала к выполнению самого сложного задания, потому что, выполнив его, вы получите эмоциональный импульс, удовлетворение от того, что справились и с еще большим желанием приступите к выполнению оставшейся работы. Расставляйте перечень дел по степени значимости. Наиболее важные выполняйте в первую очередь, потому что даже самые трудные задачи выполнить не станет легче, сколько их ни откладывай.

Сетка дня

Первая половина дня, как правило, у большинства школьников вполне четко расписана. Урок сменяется переменой, потом снова урок и т.д. А вторая половина, примерно с 14:00 – это ваше личное время. Кто-то посещает факультативные занятия, ходит на кружки, секции, таким образом, время высвобождается еще позднее. Но давайте постараемся подумать, каким образом наше бесконтрольное время, вторую половину дня, можно обуздать.

1. Не пора ли вернуть тихий час? Если вы чувствуете, что, вернувшись из школы, с кружка или секции усталость, – отдохните. И делать это нужно не сидя перед компьютером или телевизором, а отключившись от всех средств коммуникации, немного поспать. Чтобы не уйти в глубокий сон, в фазу медленного сна, вам достаточно будет короткого 30-минутного сна. Ваши силы восстановятся на раз-два. Мозг будет готов к поглощению новой информации. После пробуждения не поддавайтесь соблазну взять в руки телефон или включить компьютер. Возьмись за то важное дело, которое предстоит выполнить. Сделай его немедленно!

2. Каждый час производите смену деятельности . В знаменитой фразе В.В. Маяковского «Товарищ, запомни правило простое: работаешь сидя – отдыхай стоя!» есть много истины. Прочитайте её ещё раз. А ещё чередуйте занятия менее приятные, с более приятными. Диана Де Лонзор в своей книге «Лёгкий способ перестать опаздывать подтверждает эту мысль: Сначала мы откладываем и оттягиваем начало какого-то дела, а потом, все же приступив к нему, откладываем его прекращение. Неумение прерваться на половине отчасти объясняется стремление получать удовольствие и желанием избежать неприятных переживаний. Смена вида деятельности часто сопровождается некоторым дискомфортом. …Причем прерваться бывает особенно трудно, если вы оттягивали начало. Например, вы прибираетесь в комнате или читаете книгу и чувствуете себя вполне хорошо – до тех пор, пока не приходит время прекратить это занятие. Но после того как укрепите силу воли, вы сумеете не только начинать дела вовремя. Но и прекращать их в нужный момент.

3. Записывайте время . Я разделил каждую страницу блокнота на 2 колонки. В одной записываю на что оно у меня уходит. Время до 5 минут можно не записывать. Особенно ведите учет второй половины дня, когда нет уроков. Когда мы ведет такой учёт, то на подсознательном уровне начинаем корить себя за то, что очередной час прошёл, и ты ничего не сделал. Блокнот вам в этом будет сильно помогать.

4. Прикидывайте , сколько времени займет выполнение той или иной задачи, чтобы в первую очередь успеть выполнить ключевые. Если не хватит времени, то второстепенные дела перенесите на завтра. Сначала вы будете слишком переоценивать свои способности, выставляя недостаточно времени на исполнение, поэтому рекомендую сразу закладывать дополнительные 20-30% времени на выполнение задачи.

5. Готовьтесь с вечера . Определитесь вечером с тем, что наденете утром, особенно это касается девушек, потому что по этой причине многие опаздывают, подолгу копаются в белье и не знают, что выбрать. Если вы последуете совету – выполнять уроки утром, а я вам это настоятельно рекомендую, то поэтому приготовьте все необходимые учебники, тетради на столе с вечера. Да, приберитесь на нём, чтобы ничего не отвлекало.

Не переутомляйтесь!

Подведём некоторый итог: не переутомляйтесь. Если чувствуете, что ваш мозг подустал – дайте ему отдохнуть. Расставляйте в блокноте задачи по степени важности и приступайте к их выполнению немедленно. Ведите учет времени и отслеживайте – сколько вам требуется на те или иные дела.

Отбросы времени

Достаточно много времени уходит на дорогу, на ожидание, когда дойдет очередь, когда придет нужный человек. Поэтому сейчас перечислю некоторые советы, как с пользой провести время. Время ожиданий.

1. Читайте в дороге . А.А. Любищев примерно в 30-х годах XX века заметил следующее: «Какие преимущества дает чтение в дороге? Во- первых, не чувствуешь неудобств в дороге, легко с ними миришься; во- вторых, нервная система находится в лучшем состоянии, чем в других условиях». Например, у меня всегда во внутреннем кармане находится электронный ридер Nook Simple Touch. Во-первых, он небольших размеров, лёгкий. Во-вторых, одна только дорога туда-обратно даёт мне целый час чтения. Да, возможно, не совсем те условия, но вы, таким образом, можете выработать умение концентрироваться, несмотря на шум и посторонние разговоры.

2. Аудиокниги, аудиокурсы . Если вы добираетесь до школы пешком, или дороги совершенно не позволяют хоть немного сконцентрироваться на тексте и удержать книгу в руках, то закачайте себе нужные аудиокниги или аудиокурсы. Например, в дороге можно учить стихотворения, которые читает диктор. Хорошие дикторы делают правильные паузы, заодно поучитесь, как с чувством их читают профессионалы.

3. Незначимые дела . Если у вас в списке дел на день есть задачи, которые не являются приоритетными, то почему бы не потратить время ожидания в очередях на их выполнение? Например, проверить почту, подумать о том, как провести предстоящие выходные, с кем встретиться, куда сходить, что почитать.

Причина №4 легко отвлекаюсь от важных дел на посторонние

Когда вы взялись выполнять какое-то важное дело, работаете над домашним заданием, решаете тест или пишете сочинение – важно не отвлекаться, иначе вы будете сбиваться с мысли, терять концентрацию и времени на работу будет уходить значительно больше.

Создаём благоприятные условия для работы и чтения

1. Найдите укромное место . В школе вы можете пойти в библиотеку или в пустой класс, чтобы почитать или позаниматься полезным делом.

2. Позвольте технологиям работать на вас . Отключите на телефоне звук и все уведомления, которые приходят на телефон, можно даже ставить режим «В самолёте» и до вас никто не сможет дозвониться в это время. И заведите себе привычку проверять почту или сообщения из социальных сетей по расписанию. Если вы часто отвлекаетесь, то поставьте для начала задачу проверять их не более 5 раз в день. Потом можно уменьшить этот показатель.

3. Пусть другие работают на вас . Всё успеть немудрено. Да и этого не надо. Когда вы находитесь дома, просто попросите отвечать на звонки своих родителей и чтобы просто не отвлекали вас.

4. Слушайте Моцарта . Есть предположение, что произведения Моцарта, как и любая другая классическая музыка, способствуют улучшению концентрации и запоминанию во время чтения и заучиванию текста. Когда вы работаете, пусть она звучит фоном, чтобы помочь вам сосредоточиться на вашем занятии. Если вы не любите Моцарта, послушайте просто музыку без слов или любую успокаивающую мелодию. Отлично подходит что-то в стиле нью-эйдж, где звучат фортепиано и гитара. Убедитесь, что выбранные мелодии вам не мешают.

5. Сядьте в правильном месте . Если вы хотите повысить свои шансы научиться концентрироваться и лучше понимать и запоминать текст, сядьте за письменный стол или за парту, поскольку именно эти места ваш мозг привык связывать с работой.

6. Выключите телевизор . Если вы собираетесь заняться серьезным чтением и ставите перед собой определенные цели и задачи, аккомпанемент в исполнении включенного телевизора будет только мешать.

7. Читайте в наиболее продуктивные для себя часы дня . Если вы знаете, что вам лучше работается утром, найдите возможность почитать в это время. Составьте расписание своего чтения в соответствии с естественным ритмом вашего организма.

8. Если вы собираетесь много прочесть (или много работать) и у вас в голове куча самых разных дел, запишите, о чем вы думаете. Если вас беспокоит, что вы можете забыть кому-то позвонить, напишите себе памятку (блокнот всегда должен быть с вами).

9. Ставьте себе временные рамки . Отведите то время на чтение, которое реально можете на него потратить. Когда я пишу этот материал, передо мной стоит секундомер, который позволяет мне быстрее работать. Ты начинаешь чувствовать время, которое неумолимо бежит.

10. Делайте перерывы . Каждый школьник или студент должен много читать. Но чтение часами без отдыха не только может довести до изнеможения и усталости, но и в дальнейшем будет вызывать у вас неприятные воспоминания, которые могут привести к тому, что потеряете интерес к чтению. 45 минут – это не с потолка придуманная цифра. Позволяйте себе отрываться от чтения каждые 45 минут. Чем дольше вы работаете, тем длиннее должны быть ваши остановки. Если вы поставили себе задачу отвести на чтение 3 часа, то на первый перерыв можно отвести 5 минут, после второй сорока пятиминутки 10, после третьей – 15. Затем, конечно, будет полезно позаниматься физическим трудом.

Учим себя говорить «Нет»

Одна из причин, почему мы так часто отвлекаемся с важных дел на посторонние, заключается в том, что мы просто не умеем отказывать людям. Они нас просят, порой, совершенно элементарные вещи, с которыми бы точно справились, но у нас включается в голове механизм, который едко подсказывает нам – «помоги, если не хочешь, чтоб испортились отношения». Как однажды заметила Яна Франк в своей книге «Муза и чудовище», «99 процентов поводов, по которым к вам обращаются, на самом деле срочными не являются вообще». Так стоит ли мгновенно реагировать на чью-либо просьбу в ущерб своему делу? Только представьте, сколько бы вы успели сделать, если бы не отвлекались каждый раз!

К тому же, если отреагировать на просьбу не сразу, а через 15 минут, то вы удивитесь, что якобы «нерешаемая без вас проблема» уже решена! Учитесь говорить «нет». «Нет» – это решение, «может быть» – самый плохой ответ, который только можно себе представить. Когда мы говорим человеку «нет», то мы заставляем его задуматься. Задуматься в первую очередь над тем, как всё же попытаться самостоятельно справиться с решением вопроса. А так как мы со временем приучаем своё окружение перекладывать даже самые мелкие вопросы и обязанности на свои плечи, то немудрено, что человек попросту перестаёт думать над проблемой. Его задача отныне как можно скорее найти вас и всучить свою проблему.

Будьте хладнокровны. Говорите своё стойкое «нет» или «да». Но всё же «нет» лучше, чем «да». Не бойтесь просить людей подождать, отстать, перезвонить через 15 минут или полчаса. Поверьте, в их жизни за это время ничего невероятного не случится. Потому что люди обращаются к вам тогда, когда в первую очередь это удобно им. А так как они нуждаются в вас, то подождать пока будет удобно вам – их дело.

Если кто-то просит вас, чтобы вы за него что-то сделали, спросите: «Постойте, а что вам, собственно, нужно, и где это можно найти?» Таким образом, вы предоставите ему самому решение проблемы. Поэтому всегда задавайте вопросы, прежде чем по привычке сказать: «Хорошо, я сам займусь этим». И возьмите себе на вооружение фразы:

 Извините, но у меня уже и так слишком много дел и обязанностей.
 Благодарю за предложение, но я вынужден отказаться.
 Спасибо, что вы обо мне вспомнили, но у меня другие планы.

Ведь в большинстве случаев достаточно просто сказать «нет», чтобы человек перестал вас что-либо просить сделать

Причина №5 не довожу начатое дело до конца

Эта причина достаточно часто вытекает из предыдущей. Мы отвлекаемся, всячески откладываем работу, отводим слишком мало времени, ставим ее после выполнения малозначимых и т.д., и в итоге отдаляемся от достижения приоритетных целей.

«Цель – это постоянное преследование достойного объекта вплоть до его достижения ». Давайте подробнее разберем каждое слово в этом предложении. «Постоянное» – это совершение какого-то определенного действия, требующего времени. Слово «преследование», полагаю, в данном случае означает то, что придется преодолеть определенные трудности и барьеры. «Достойного объекта», то есть наше затраченное время и потраченное количество сил нужно для того, чтобы получить действительно что-то хорошее и нужное, полезное. А последнее словосочетание «вплоть до достижения» в первую очередь предполагает то, что вы ни за что не остановитесь, пока не достигнете её – цели.

Цель должна быть исключительно вашей, вам решать – к чему вы хотите прийти, чего хотите добиться и какой жизни получить. Не позволяйте другим ставить за вас ваши цели.

Прежде чем приступить к тому, чтобы записать свои цели, задайте себе 3 простых вопроса:
1. Что для меня действительно важно?
2. От чего я готов отказаться ради этого?
3. Что я выиграю? Будьте точнее при постановке целей.

Цель «хорошо сдать экзамены» – это не цель, а всего лишь мечта. Цель должна быть конкретной и мотивировать к действию, например: «Я хочу по сумме трёх экзаменов набрать *** баллов. Для этого буду готовиться минимум по часу в день, кроме воскресенья». Ваша цель должна быть чёткой и понятной. А теперь запишите прямо сейчас на листке 12 целей, которые бы вы хотели достичь в течение года. Затем выберите одну, самую важную, и запишите её на отдельном листке. Составьте график, план ваших действий. Пусть работа над достижением цели поддавалась изменениям, не следует загонять себя в рамки и заниматься всё время рутиной. В рамках достижения этой цели можно найти разные виды деятельности, которые будут приближать к её исполнению.

Перед тем, как вы начнете испытывать проблемы с мотивацией, избирательно поделитесь ею со своим ближайшим окружением, пусть они поддерживают вас в трудную минуту.

И последнее, запишите одну или несколько ключевых причин, по которым вам необходимо достигнуть поставленной цели в нужные сроки, потому что причины – это та движущая сила, которая будет держать вас в тонусе даже в самые сложные времена

Причина №6 делаю всё медленно и вообще долго раскачиваюсь в начале дня

После того, как мы научились составлять списки дел. Формировать видение того, что нам предстоит делать сегодня, завтра и всю следующую неделю, то останется лишь побороть свою лень и приступить к делу.

1. Кроме того, вы вполне четко должны уяснить, что начинать день, выполнять обязанности необходимо с самой трудной и самой важной задачи, которая приблизит вас к достижению намеченной цели. Если цель не написана, не зафиксирована на бумаге, то это всего лишь мечта, которая никак не стимулирует вас к нормальной работе.

2. Ставьте искусственные временные рамки. Заводите таймер, пусть он будет у вас перед глазами, тогда вы будете работать значительно быстрее.

3. Поощряйте себя за успехи, причем за самые маленькие. Не столь важно, как вы себя будете стимулировать, важно ощущать результат своих изменений, своего труда.

4. Прекратите ругать себя по поводу и без. Хвалите себя. Пусть ругают другие, а себя вы всегда успеете. Подбадривать себя добрым словом всё же лучше, чем всячески давать своему внутреннему голосу едко смеяться над собой.

5. Не берите на себя слишком много дел и обязанностей. В вашей сетке дня должно быть достаточно свободных зон для отдыха, времени подумать, отвлечься от всего. Тогда вы будете более сконцентрировано работать, быстрее переходить к выполнению новой задачи. Помните, наши физические и умственные возможности не безграничны.

Глава 2

Ещё немного действий

Как мне проснуться?

«Самое сложное – это встать с утра!» – воскликнут многие. Сложно, не спорю. На самом деле, теория о том, что человеку необходимо спать 8 часов в сутки – это некоторое заблуждение. Во время сна у человека чередуются фазы медленного и быстрого сна. В среднем одна фаза быстрого сна длится около 20-ти минут, а медленного – около 2-х часов.

Сон начинается с фазы быстрого сна, далее идет фаза медленного сна, потом опять быстрого и так далее. То есть, если мы хотим хорошо себя чувствовать после пробуждения, нужно встать до того, как начнется фаза медленного сна, иначе вы будете проклинать всё на свете и ни за что не захотите встать, только если кто-нибудь не окатит холодной водой. Вы будете бодрее себя чувствовать, если поспите: 2:20 минут, 4:40 минут, 7 часов, 9:20 минут, 11:40. Разумеется, для нас будут приемлемы в данном случае 2 варианта – это 7 часов или 9:20 минут. Как видите, 8 часов тут нет.

Если вы достаточно быстро засыпаете, то давайте себе всё равно небольшую фору, чтоб ваш сон был примерно 7 часов. Я, к примеру, засыпаю не сразу, в среднем требует от 20 до 30 минут. Поэтому к 7 часам плюсую эти дополнительные минуты. Отслеживайте свои фазы, у кого-то будут несколько другие показатели.

Релаксируйте. Польза короткого сна.

Достаточно часто после долгой работы или чтения начинает немного побаливать голова. Мозг говорит, что устал, ему срочно требуется передышка. Полагаю, практически в любой школьной библиотеке есть дальние углы, где можно «словить» тишину. Удобно расположитесь на стуле, а лучше кресле, оденьте наушники и негромко включите расслабляющую музыку. У меня, например, еще есть специальная маска для сна, которая очень помогает устранить такой раздражитель, как яркий свет. Так, устроившись поудобнее, дайте себе возможность забыть обо всём на 15 минут, и даже постарайтесь уснуть. Будильник, конечно, не помешает включить.

После такого отдыха ваш мозг скажет вам спасибо и вознаградит возможностью вновь плодотворно работать.

Ведите учёт

Как вам такая мысль: при приёме на работу у вас посмотрят не только диплом, если таковой нужен, но и попросят список прочитанных книг по требуемой специальности?

Признаюсь, написание этого пособия было бы невозможным, если бы я не начал ранее конспектировать книги, выписывать из них самое интересное, что встречалось в процессе чтения. Все данные я заношу в программу OneNote. Там же полный список произведений, которые прочитаны за последний год, и перечень книг, которые ожидают прочтения.

Обязательно ставьте перед собой задачу прочитывать каждый месяц определенное количество. Неизвестно, какая из них окажет на вас самое сильное впечатление, но поиск должен идти непрерывно, потому что чем больше вы успели прочитать, тем больше вероятность того, что вы наткнетесь на ту самую книгу, которая позволит пересмотреть вашу жизнь…

Допустим, если еще год назад мне хватало совсем небольшого блокнота 10х15, то сейчас пользуюсь достаточно большим – пружинный формата А5. Постановка задач и их контроль тоже немного трансформировались. Где-нибудь в субботу вечером сажусь и подвожу итоги недели, смотрю, какие задачи были выполнены, какие нет. Если осталось что-то небольшое, то у меня есть воскресенье, чтобы их добить, если нет, то приступаю ко второму шагу.

Второй шаг заключается в том, что составляю на одном листе список всех задач, которые необходимо выполнить за неделю, туда включаю те, что не успел сделать. Если это действительно важные дела, то их ставлю на выполнение не позднее среды. Иначе такие задачи имеют свойство перекладываться всё дальше и дальше. Когда полный список составлен, начинаю раскидывать их по дням. Субботу и воскресенье, как правило, не трогаю вообще.

На каждый день есть «лягушка», задача, которая требует своего скорейшего выполнения. И самое трудное, к чему я так долго шёл, что начинал и затем спустя какое-то время бросал – это дневник. Это сложно назвать дневником, потому что я просто записываю перед сном свои мысли и чувства, воспоминания, которые постигали в течение дня. Для этого использую тот же самый блокнот. Переворачиваю его (не перелистываю в конец, а просто переворачиваю, так как блокнот пружинный, страницы исписываются со всех сторон). Простые, на первый взгляд, записи очень помогают освободиться от многих грустных дум, привести в порядок свой мозг, дать ему отдохнуть ночью.

1. Сформулированные задачи.
2. Задачи в процессе выполнения.
3. Завершенные задачи.

Мне нравится механика, которая там реализована. Карточки с задачами вы просто перемещаете по колонкам. Своеобразный игровой процесс, когда работаешь над задачей с мыслями «наконец-то доделаю эту задачу и перетащу ее в "завершенные"!»

К задачам (можно давать описание и комментировать) прописываете ссылки на материалы, которыми пользовались, чтобы потом, спустя время, когда надо будет что-то повторить, всё было под рукой.

Со временем, когда этих карточек накопится много, их можно будет рассортировать по другим колонкам, например, по времени, или по авторам. Как вам удобнее.

Еще очень активно пользуюсь приложением wunderlist.com. Всё аналогично - кросплатформенность, возможность работать совместно, с любого устройства и т.д. Только она в большей степени заточена под небольшие задачи, какие-то идеи, которые возникли внезапно. А так как телефон всегда с тобой, то можно быстро их зафиксировать.

На этом, пожалуй, всё. Больше вроде бы ничего кардинально не изменилось. Не забывайте делиться своими лайфхаками, юные лайфхакеры!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотелось бы надеяться, что в процессе чтения вы смогли задать себе вопросы, которые помогли справиться с некоторыми жизненными трудностями. Понимаю, что данный материал для кого-то покажется слишком далёким от истины и от возможности практического применения, потому что не снабжен необходимым количеством примеров, иллюстрирующих те или иные тезисы и советы.

Всё же надеюсь, что применив хотя бы некоторые из советов, изложенных выше, вы поймете, что ваша работа была не напрасна. Как говорил великий промышленник Г. Форд, «всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Стремление менять свои привычки, делать их полезными не только для себя, но и для окружающих – великое дело.

Это пока лишь первая попытка соединить небольшой накопленный опыт управления временем, поэтому сейчас моя цель была еще и понять, насколько полезен будет данный труд. Очень нуждаюсь в вашей обратной связи. Любой критике и отзывам, вашим историям.

Надеюсь, что работа будет продолжена, и в дальнейшем она пополнится идеями о том, как улучшить свою жизнь, изменить привычки и начать управлять временем. Ваши истории будут хорошим вдохновляющим стимулом для таких же сверстников, как вы.

Самые дорогие вещи в жизни - это те, которые не имеют цены. За которые, сколько бы ни заплатил, а не приобретешь, и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная - это время. Мы богачи, пока у нас есть время.

…Разбойник на кресте за пару часов купил себе вечность. Терпеливым страданием и открывшимися глазами на Христа, распятого рядом. Но мы с вами транжиры и моты. Транжиры и моты не бесценных слов, как говорил Маяковский: «Я бесценных слов транжир и мот». Мы транжиры и моты нашего времени, которое утекает сквозь пальцы. И вот ты уже превращаешься из мальчика в подростка, из подростка в юношу, из юноши в молодого человека, потом в дядьку, потом в деда. И там, глядишь, уже раскрыла пасть могила… Ее уже видно, она не за горизонтом, она уже ближе. А ты всё тратишь время свое и тратишь, бесценные часы, дни, годы, на всякую чепуху.

Когда калькуляция будет подведена, нам будет жутко стыдно. От того, что мы сказали много ненужных слов. Прожили много бесполезных, пустых, вообще, никудышних дней. Думали кучу разных мусорных мыслей. Как будто мы подрядились на помойке лазить. И всякая помойная мысль залезала в нас, и жила в нас, и мы жили с нею, и хорошо нам было с этой помойной мыслью. Стыдно будет ужасно. Потому что хорошего в нашей жизни чрезвычайно мало. Чрезвычайно. По нашей собственной вине.

Лучше всего это, пожалуй, изображает литературно и кинематографически известная сказка Евгения Шварца. «Сказка о потерянном времени». Где она выходит за рамки соцреализма, какой-нибудь там детской литературы, а уже прикасается к Евангелию и к таким смысловым вещам. И так бывает. Например, Николай Островский сказал, что жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. В этом куске текста, который мы все когда-то учили наизусть, Островский вышел за рамки соцреализма и рамки собственного романа «Как закалялась сталь», и прикоснулся к чему-то большему. Потому что действительно мучительно стыдно. Так вот смотришь назад… «И прожили мы больше половины, как сказал мне старый раб перед таверной, мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. Руины сзади, а что впереди? Впереди Суд Божий. А позади руины. Позади бесцельно, пусто прожитые годы. Мы теряем их.

И как в киносказке, бесы с вениками ходят и подметают наши потерянные секунды. Эти старички, молодеющие на чужом потерянном времени, и маленькие дети, стареющие на глазах оттого, что они дурно живут. Это правда. Это евангельская правда. Бесы сильнеют от нашей бездумной жизни. И мы стареем раньше времени от нашей бездумной жизни. У вас было много времени, но вы его … профукали. Но у вас еще есть время.

Умоляю вас, именем Господа Иисуса Христа, не профукайте и его. Проживите остаток жизни правильно, красиво и полноценно. Словно Волга вольная течет. А не как ручей, который курица переступит.

«День не растянешь, но беречь время — это реально»
(автор статьи)

Конечно, вряд ли кто-нибудь слышал от детей просьбу «Папа, мама, научите меня жить». Скорее, наоборот. Здесь, я поделюсь подсказками, как научить ребёнка беречь время. У нас всех одинаковое количество часов, минут, секунд. Одни успевают всё и много, а другие не могут и малой части. Почему это происходит?

От умения беречь время, планировать дела зависит очень многое в жизни. Поэтому я и написал такой заголовок. Если мы хотим научить малыша жить, то одним из важнейших умений будет, как раз, грамотное распределения личного времени. Надо к этому.
Чем раньше начать, тем быстрее войдёт в привычку, и тогда ваш сын, дочь смогут добиться больших успехов в жизни. Кстати, когда родители перестают напоминать (нервировать), это уже большой успех.

Польза

1. Воспитание самостоятельности.
2. Вы, постепенно освобождаетесь от необходимости контролировать действия ребёнка.
3. Ваши сын, дочь не опаздывают, успевают отдохнуть, развлечься и сделать все дела.
4. Способность беречь время приносит только пользу.

Ваши действия

1. Мотивация.
Любому самостоятельному человеку нужна заинтересованность. Мотивацию придётся придумать самим.
Варианты:
· Занятия спортом, музыкой, рисованием подразумевает желание добиться успехов, а для этого надо выполнять определённые процедуры;
· Не успевает посмотреть мультфильм, поиграть в игру (времени не хватает);
· Не успевает делать уроки.

О том, как выбирать, искать место, где развивать составляющие творческих способностей , я писал отдельно. Здесь, мы рассматриваем другие вопросы.
В каждой семье своя жизнь. Основываясь на этих примерах, придумайте слова, фразы. Заинтересуйте ребёнка в составлении расписания.
Примеры:
· «Ты хочешь успевать играть на компьютере? Давай научимся для этого»;
· «Мечтаешь стать большим музыкантом? Для этого надо изучать музыкальный инструмент, репетировать, учить сольфеджио, музыкальную историю. Но, ты не успеваешь всё это. Я научу, как беречь время для занятий».

2. Задачи.
Первые дни, недели придётся заниматься распределением времени вместе. Подумайте, какие события происходят в жизни ребёнка регулярно. Достаточно проследить день, неделю. Составьте для себя список.
У каждого есть ежедневные события (детский сад, школа, секция, кружок), которые укладываются в определённые часы. Затем составьте вместе с ним список ежедневных дел. Пусть он (она) сам подсказывает, что ему необходимо делать. Советуйтесь с ним о времени, которое надо для каждого дела.

3. Самостоятельно.
Повесьте список дел по времени на видное место (над его столом для уроков, на двери его комнаты). Каждый день ребёнок будет ориентироваться по списку. Первое время, конечно, придётся вам за этим следить. Но, прежде чем напомнить понаблюдайте. Назойливость ещё никому не помогала.

Инсценировка на «закуску»

Известную фразу «Ты сделал уроки?», лучше заменить. «У тебя по плану, в какое время уроки?». Может последовать ответ, «Почему ты спрашиваешь?» ребёнок готов обидеться за то, что ему не доверяют. Ответ; «Хотел с тобой поиграть, но не помню время. Ведь, мы с тобой планы не нарушаем?».
Как всегда, не забывайте хвалить. Это очень большой стимул.
Удачи.

Вы планируете свои действия, составляете список дел, умеете беречь время?