Структура учебного практического занятия состоит из. Практическое занятие, методика его подготовки и проведения. Использование материала умк

Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланирована практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важной является вступительная часть. Чем она более динамична, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важное напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задание на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрованиши.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы на уроке, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно прагматичный характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебного пособия, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличии литературы.

После освещения теории вопроса переходят к собственно практического занятия. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой - подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат также способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержания лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенную звено учебной программы.

Несмотря на то, что на подведение итогов занятия нужно 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, приводило бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчества, поискам.

Важное значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не удручать самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют (В. Литвинюк) пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двум-трем студентам предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущены ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап - проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также опрос с формулировки определений и теорем.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математического метода решения задач по теме, убедиться, ицо большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей: первая - задачи по изученной теме, объем которых не превышает 70% от решенных в аудитории, вторая - проверка домашнего задания другого студента из предыдущей темы с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможные беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятия, растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. В них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнение расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и тому подобное.

В учебном процессе используются две формы проведения практических работ:

Фронтальная, при которой после выкладки на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы;

Индивидуальная, при которой студенты группы, разделены на бригады, выполняющие разные по тематике, содержанию и планом практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов.

Обе формы проведения практических занятий имеют преимущества и недостатки. К преимуществам фронтальной формы проведения

практических занятий ученые (Б. Мокин, В. Папьев, А. Мокин) относят:

Непосредственная связь с изученным учебным материалом, способствует формированию практических умений и навыков; реализуется принцип систематичности и последовательности;

Благоприятные условия работы преподавателя: фронтальный инструктаж перед работой и в процессе ее выполнения; подготовка учебно-материальной базы, контроль за ходом работы, проверка его результатов, возможность обсуждения результатов работы группы на текущем или следующем занятии.

К недостаткам фронтальной формы проведения практических работ эти ученые относят:

Простое оборудования (приобретение сложного оборудования, то есть 25-30 однотипных комплексов для одноразового использования в группе нецелесообразно экономически, а также создает сложности по их размещению в лаборатории)

Возможность возникновения психологического дискомфорта у студентов в случае если по каким-то причинам перед практическим занятиям не состоялась начитка теоретического материала.

Единственным преимуществом индивидуального практикума является возможность -использование сложного современного оборудования, которое вуз имеет в одном экземпляре, а основным недостатком является то, что некоторые практические работы студенты должны выполнять тогда, когда им по тематике этих работ еще не было подано теоретического материала и его нужно изучить самостоятельно.

Итак, фронтальную форму проведения занятия можно использовать для работ ознакомительного или познавательного характера, а для более сложных практических работ, которые требуют значительных затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, целесообразно проводить практические работы в форме индивидуального практикума циклического характера, при котором студенты работают на одном и том же оборудовании бригадами по графику, что позволяет выполнить все запланированные работы, предусмотренные учебной программой.

На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить протокол и дать интерпретацию результатов. Конечно, при возникновении существенных трудностей в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.

Оценки, полученные за отдельные практические занятия, преподаватель учитывает при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Оценка работы студентов в процессе занятия способствует контролю и активизации учебно познавательной деятельности.

Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствовать созданию перспективы в работе студентов.

Важное значение для практических занятий имеет использование активных методов обучения: неимитацийних (дискуссии, экскурсии, выездные занятия), имитационных неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, разбор документации, действия по инструкции), имитационных деловых, ролевых игр, игрового проектирования.

Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).

Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов Практические и лабораторные занятия получили распространение в университетском образовании в друг й половине XIX в Усилиями МВ Ломоносова лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской работыоботою.

Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины Практическими занятиями называют занятия с решения задач по высшей математике, физике, теоретической механики, нары иснои геометрии и других предметов, выполнение упражнений на построение схем, графиков, диаграмм, выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам, выполнение упражнений на чтение, например, аудиюва ния, разговорная речь при изучении мов.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

Углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

Формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

Развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

Развития самостоятельности и т.д.

По дидактической сути практические работы близки к лабораторным работам В некоторых случаях используется термин \"лабораторно-практические работы\" (например, в физике, химии, геодезии и т.д.) Лабораторные и работы (от латти (від лат. labor ~ трудности, работа; laboro - трудиться, работать, преодолевать трудности, беспокоиться) - один из видов самостоятельной учебной работы студентов, которая проводится по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств Содержание лабораторных работ связан с другими видами учебного эксперимента (демонстрационными опытами, решением экспериментальных задач) и нау ми наблюдениями Одно из важных преимуществ лабораторных занятий по сравнению с другими видами аудиторной учебной работы заключается в интеграции теоретических знаний с практическими умениями и навыками с тудента в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера Выполнение лабораторных работ требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принятии решений, глубокого знания и разум иння учебного материала, предоставляет возможности стать \"открывателем истины\", положительно влияет на развитие познавательных интересов и способностейта здібностей.

Сочетание теории и практики, что происходит в специально оборудованном аппаратурой и материалами помещении-лаборатории, содержание и внешний вид которой должен активизировать познавательную деятельность студентов предоставляет конкретного характера изученном на лекциях и при самостоятельной работе, способствует детальному и более глубокому усвоению учебной информации Лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстет ики и эргономики: необходимо методически целесообразно и эргономично правильно оборудовать рабочие места студентов, способствовать воспитанию у них культуры труда можно использовать так называемое \"методическое раскрасок ния \"установок (объект исследования покрасить красным, детали - синим и тд) Полезно добавить к каждой установки наглядный методический плакат, где четко и лаконично изложить содержание лабораторной работы, ее м ету, идею и задачи, методы их реализации, которые целесообразно детализировать в соответствующей \"Инструкции\" или \"Методических рекомендациях\" В таком случае лабораторно-практические работы будут органично дополнять и лекции и семинарские занятия, на которых основным каналом восприятия информации является \"ухо-мозг\" А это входит в противоречие с психологическими требованиями к организации учебного процесса, ведь известно, что бы лизько 80-90% людей привыкли получать информацию через зрительный анализатор \"глаз-мозг\" и пропускная способность которого в 100 раз выше слухового канала (\"ухо-мозг\") Об этом свидетельствуют и достижения народной педагогики, утверждает, что \"лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать\" Итак, методическое обоснование лабораторных занятий должна быть одним из важных факторов, который может положительно повлиять на качество учебно-познавательной деятельности студентов и их практической подготовкина якість навчально-пізнавальної діяльності студентів і їх практичну підготовку.

Разновидностью лабораторных работ в высшей школе является лабораторный практикум - система специально разработанных, содержательно и методически объединенных лабораторно-практических занятий по большим разделом, темой или целые исним учебным курсом Во время практикума студентам обычно предлагают сложные и трудомисткиши работы, которые должны способствовать формированию специалиста, в арсенале которого должны занять видное место исследовательница ьки умения в соответствующей практической областиі.



При проведении лабораторно-практических занятий количество студентов не может превышать половины академической группы На художественно-творческих специальностях практические занятия по профессиональных учебных дисциплин мо ожуть проводиться с одним, двумя или тремя студентами Психологически важно создать для студентов такие условия деятельности на практических занятиях, которые вызывали у них желание работать творчески Поэтому важ Иво чтобы учебно-вспомогательный персонал, в частности Препараторы и лаборанты, имели профессиональную и педагогическую подготовку Они должны понимать когда, чем и как можно помочь студенту, а при каких обстоятельствах \"помощь \"может нанести только вред Например, если лаборант предоставит в распоряжение студента одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как преподаватель планировал это одной из задач лабораторно й работы, то это будет не помощь, а по крайней мере бесплодное для студента трата времени Поэтому преподаватель должен постоянно работать над формированием у своих помощников ответственного отношения к организац ее учебной работы студентов в лабораторииів в лабораторії.

Методика подготовки и проведения лабораторно-практических работ охватывает несколько этапов:

Предварительная подготовка к лабораторной работе заключается в изучении студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы, техники безопасности ки при работе с электрическими приборами, химическими и взрывчатыми веществами тощ.

Консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории

Предварительный контроль уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы (получение так называемого \"допуска\" к выполнению работы)

Самостоятельное выполнение студентами заданий согласно обозначенной учебной программой тематики

Обработка, обобщение полученных результатов лабораторной работы и оформление индивидуального отчета

Контроль и оценка преподавателем результатов работы студентов

В практике высших учебных заведений сформировались различные подходы к методике проведения лабораторных занятий:

1 По месту лабораторных работ в структуре учебной дисциплины: выполнение лабораторных работ или тематического лабораторного практикума после теоретического курса (последовательный метод);

2 За организационными особенностями: фронтальные лабораторные работы (когда все студенты выполняют одно и то же задание на одном оборудовании) и групповые лабораторные работы (когда студенты разделены на пидгр рупы из 2-4 человек, которые выполняют различные по тематике, планом и содержанием работы).

Фронтальные и групповые формы лабораторно-практических занятий имеют свои недостатки и преимущества, которые следует учитывать К преимуществам фронтальных лабораторных работ можно отнести:

Непосредственная связь с изучаемым, и усваивается одновременно всеми студентами;

Реализацию принципов систематичности и последовательности;

Благоприятные условия для преподавателя: устный инструктаж перед началом работы и в процессе ее выполнения, подготовка типового оборудования, достаточно легкий контроль за выполнением студентами лабораторной работы т и ее результатам.

Обсуждение результатов, которое осуществляется на данном или следующем занятии, позволяет их обобщить в процессе коллективного обсуждения, выявить типичные ошибки студентов и осуществить их коррекцию

Однако при фронтальных лабораторных работах чаще используется достаточно простое оборудование: 25-30 однотипных комплектов оборудования, и поэтому для проведения более сложных экспериментальных опыт ний целесообразно организовывать индивидуально-групповые работы с использованием более сложного, современного оборудования Они имеют разное дидактическое направления и требуют разного уровня самостоятельности студен тов Ученые-методисты ВИ Мокин, ВО Папьев, ОВ Мокин предлагают использовать такие разновидности лабораторных работ какобіт як:

1 Ознакомительные лабораторно-практические работы, предусматривающие формирование умений и навыков пользования приборами, устройствами, необходимых для выполнения профессиональных задач

2 Подтверждающие лабораторно-практические работы, выполнение которых имеет целью подтверждения правильности полученных теоретических знаний

3 частично-поисковые лабораторно-практические занятия, стимулирующие самостоятельность и творческое мышление студентов В инструкциях и методических рекомендациях к таким работам определяется тема, цель, задачи общий план исследований и ориентированный перечень вопросов, на которые следует найти ответы Студенты самостоятельно детализируют план исследования и выбирают траекторию движения для достижения цели исследованияння.

4 Опытные практические работы имеют только цель исследования, все остальные этапы работы студенты планируют самостоятельно Такой вид лабораторных работ требует больших временных затрат, высокой интеллектуальной напряжения и и предусматривает соответствующее оценкеня.

Наш опыт свидетельствует о возможности и необходимости дифференцированного подхода к студентам при выполнении лабораторно-практических работ В этом случае возможна система многовариантных задач по праву вы ибору студентом уровня сложности задачи и соответствующей оценки его правильное выполнение Для выполнения лабораторно-практических работ разного уровня сложности студентов можно объединять в гомогенные г рупы с учетом уровня их подготовки (высокий, средний, низкий) индивидуализирующую задачи, преподаватель должен определить уровень знаний и умений, который соответствует задачам высшей школы, и обеспечить неоперенные ервне его повышения для каждой группы При этом занятия должны организовываться таким образом, чтобы каждый студент (сильный, средний, слабый) испытывал повышения уровня своей подготовки индивидуализирующую и задачи лабораторно-практических работ, следует, сохраняя целостность системы теоретической и практической подготовки, их взаимосвязь, рассматривать их как единое целое, в котором каждое занятие - это тематически по вершена звено учебного процессоцесу.

17. Инновационные формы и методы обучения и их педагогическая ценность .

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.

1. Лекции нетрадиционной формы проведения

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

2. Лекция-визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

3. Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов – сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

4. Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10–15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

5. Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2–3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3–5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

6. Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

7. Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

8. Лекция с разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

II. Метод «круглого стола»

Эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форму деятельности научных работников.

1. Учебные семинары

Междисциплинарный семинар. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т. п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентационных семинаров помогает подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системный семинар. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

2. Учебные дискуссии

Они могут проводиться:

– по материалам лекций;

– по итогам практических занятий;

– по проблемам, предложенным самими студентами или преподавателем, если студенты затрудняются;

– по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

– по публикациям в печати.

Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за «круглым столом»

При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы или работающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т. п.

Перед такой встречей преподаватель предлагает студентам выдвинуть интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

При применении всех этих форм занятий студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; она помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, такие как пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т. д.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.

К таким методам относится проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигаласьобщая дидактическая цель. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура ПЗ в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения.

Семинарские занятия

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления и чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Семинарское занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.



Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

Развитие творческого профессионального мышления;

Познавательная мотивация;

Профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

Повторение и закрепление знаний;

Контроль;

Педагогическое общение.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленнойих разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга. Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев ни в школе, ни в институте не обучают целенаправленной логике рассуждении на материале отдельных предметов, не учат правилам и логическим требованиям определения понятий; в результате понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать подменяется буквальным запоминанием готовой формулировки.

Коллоквиум

Слово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collocvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.


1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;

2) поработать с конспектом лекции по теме семинара, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;

3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.

При подготовке к лабораторному занятию студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма;

1) ознакомится с планом предстоящего занятия;

2) проработать литературные источники, которые были рекомендованы и ознакомиться с вводными замечаниями к соответствующим разделам;

4) если в ходе лабораторного занятия будут использоваться психодиагностические методики, то каждый студент должен заранее подготовить бланк для фиксации результатов данной методики;

5) в заключении, каждый студент должен представить преподавателю краткий письменный отчет, включающий:

Протокол опыта;

Запись обработки результатов исследования;

Анализ обработанных результатов;

Выполнение домашнего занятия и задания СРС.

При подготовке к коллоквиуму студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) ознакомится с планом предстоящего коллоквиума;

3) довести занятия до уровня обобщенности.

При подготовке итоговой СРС студент должен:

1) выбрать тему исследования;

2) осуществить подбор литературы по теме исследования, наметить план работы.

3)и согласовать с преподавателем содержание и объем работы;

2) предварительно сдав преподавателю работу на проверку, приготовится к итоговому занятию, на котором будут обсуждаться результаты СРС.

Обеспечение занятия

практического занятия

техническое

учебные пособия,

проведения

оснащение

средства контроля

1. Инструктаж преподавателя

таблицы, ЛДС

2. Контроль исходных знаний

Контрольные вопросы

1. Решение ситуационных

Ситуационные

учебных задач

учебные задачи

4. Теоретический разбор темы

5. Курация студентами боль-

Кресло стома-

Фантомы головы,

ных. Самостоятельная рабо-

тологическое,

слепочные материалы

та студентов. Препарирование

инструментарий,

на фантоме головы под штампов,

слепочные ложки

6. Подведение итогов

7. Контроль результатов усвоения

8. Задание на дом

Вопросы для повторения

    Клинические обоснования ортопедического лечения искусственными цельнометаллическими штампованными коронками.

    Препарирование зубов при изготовлении коронки. Методы обезболивания.

    Набор инструментов для препарирования зубов.

    Требования к правильно отпрепарированному зубу под цельнометаллическую штампованную коронку.

    Снятие слепка (рабочего и вспомогательного) эластическими материалами.

    Характеристика альгинатных оттискных материалов. Оттискные массы.

    Получение гипсовых моделей.

    Фиксация зубных рядов в центральной окклюзии.

Разрушение коронки зуба кариозным процессом происходит в несколько стадий, в результате изменяются конструкции протезов и методы протезирования. При сохранении большей части коронки протезирование производят вкладками, а в случаях значительного разрушения коронки зуба для восстановления анатомической формы приходится изготавливать искусственные коронки.

Искусственная коронка - это несъемный протез, воспроизводящий форму естественного зуба.

Показаниями к изготовлению коронок являются:

    значительное разрушение коронковой части зуба, когда невозможно его восстановить с помощью пломб и вкладок;

    изменение цвета коронки зуба;

    неправильная форма коронки зуба;

    неправильное положение зуба на челюсти.

К изготовлению коронок прибегают при восстановлении высоты нижнего отдела лица, при патологической стираемости твердых тканей зубов, при патологической подвижности зубов для объединения их в блоки (шинирование), при изготовлении мостовидных протезов, в которых коронки являются опорными элементами, и когда коронки являются опорой для кламмера съемного протеза. Выбор конструкции искусственной коронки зависит от величины дефекта коронки зуба и положения его в зубном ряду, назначения ортопедического аппарата, опорным элементом которого является коронка.

Препарирование - это процесс снятия (сошлифовывания) участков зуба в целях создания условий для покрытия его искусственной коронкой. Создание соответствующей формы препарируемому зубу путем сошлифовывания необходимо для плотного охвата его пришеечной части искусственной коронкой и восстановления или сохранения функции зуба.

При препарировании зубов важным моментом является положение руки, удержание наконечника в руке и, самое главное, фиксация руки во избежание нанесения серьезных травм слизистой оболочке и органам полости рта.

Препарирование зуба под цельнометаллическую штампованную коронку начинают с сепарации его контактных поверхностей тонким односторонним сепарационным карборундовым или алмазным металлическим диском. При этом следует соблюдать большую осторожность, чтобы не повредить ткани соседнего зуба, десневой сосочек, прилежащую слизистую. Диску следует придать направление, параллельное апроксимальным стенкам обрабатываемого зуба. С режущей и жевательной поверхности снимают слой, равный толщине металла (0,25-0,3 мм), сохраняя контуры жевательной поверхности. Равномерность разобщения контролируют копировальной бумагой, сложенной в восемь слоев, или полоской разогретого носка, помещенной между препарируемыми зубами и антагонистами. Затем снимают нависающие края и выпуклости экватора с вестибулярной п оральной сторон с таким расчетом, чтобы диаметр коронки зуба не был шире диаметра его шейки. Зубу придают цилиндрическую форму.

Препарирование зубов без обезболивания бывает очень болезненно, а нередко сопровождается общей реакцией, выражающейся в изменении кровяного давления, ритма сердечной деятельности, чувстве страха, возбуждении. Для предупреждения подобного осложнения перед препарированием зубов с живой пульпой необходимо произвести обезболивание.

Методы обезболивания при препарировании зубов.

    Общие: наркоз закисью азота, фторотаном, ротиланом.

    Местные: инфильтрационная, проводниковая анестезии (новокаин, тримекаин, лидокаин, байкаин, сентакаин).

    Премедикация (малые) и ранее - большие транквилизаторы (андаксин,амизил, триоксазин, трифтазин).

    Сочетание транквилизаторов с анестезией.

    Применение острых, центрированных абразивных инструментов и сочетании с водяным охлаждением и частыми паузами.

При препарировании зубов верхней челюсти можно ограничиться инфильтрационной анестезией.

При препарировании зубов нижней челюсти следует произвести про-иодниковую анестезию. По окончании препарирования снимают рабочий и вспомогательный слепки.

В настоящее время промышленность выпускает разнообразные по хи-мческому составу и свойствам оттискные массы. Каждая из них имеет положительные и отрицательные качества, позволяющие применять её в определённых случаях. Следует помнить, что не может быть массы, пригодной для всех видов оттисков. Врач должен иметь в своем распоряжении большой ассортимент оттискных масс, чтобы выбрать наиболее соответствующий поставленным задачам.

В настоящее время делаются попытки классифицировать оттискные массы. Так, И.М. Оксман разделяет все оттискные материалы на четыре группы: 1) кристаллизирующиеся (гипс, эвгенолоксицинковые пасты); 2) термопластические массы (стенс, воск, массы Вайнштейна, Керра, адгезаль и др); 3) эластические (альгеласт, стомальгин, упин, кальцинат, гидроколлоидная масса и дупльфлекс); 4) полимеризующиеся (редонт, норакрил и др.). В последнее время выделена ещё одна группа - 5) силиконовые массы (сиэласт, дентафлекс, экзофлекс и др.).

Одной из важнейших задач является построение преподавания курса таким образом, чтобы использовать все возможности для обеспечения практической подготовленности слушателей к их будущей деятельности.

В связи с этим практические занятия заслуживают самого пристального внимания.

На практических занятиях слушатели получают необходимые умения по применению теоретических знаний при решении практических вопросов, возникающих в процессе их дальнейшей служебной деятельности. Они знакомятся с теми спорными вопросами, которые встречаются в жизни, и получают ориентировку в правильном их разрешении. На этих занятиях слушатели учатся тому, как нужно составлять необходимые правовые документы и каковы наиболее типичные ошибки и недостатки, встречающиеся на практике.

Успех практического занятия зависит от того, насколько тщательно оно подготовлено и насколько умело, методически грамотно проведено.

Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Цель практических занятий:

– помочь слушателям систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить обучающихся приемам решения практических задач;

– научить их работать с книгой, служебной документацией, пользоваться справочной, научной и нормативной литературой.

– формировать умение слушателей учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.

Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

Методика подготовки проведения практических занятий по дисциплине имеет свою специфику, обусловленную характером изучения предмета и задачами, ради достижения которых проводятся эти занятия.

Подготовка практического занятия включает в себя целый ряд элементов. К ним относятся:



Ориентирование слушателей на лекции, предшествующей практическому занятию, или на предыдущем семинарском или практическом занятии. Преподаватель сообщает о том, сколько практических занятий запланировано по данной теме и каким основным вопросам они будут посвящены. При необходимости даются соответствующие разъяснения о месте и методике проведения этих занятий, подлежащей изучению литературе и др.;

Составление методической разработки, в которой указывается: наименование темы, цель, учебные вопросы, нормативные акты и литература, материальное обеспечение, общие организационно-методические рекомендации, описывается последовательность и методика отработки каждого учебного вопроса, порядок применения технических средств и учебно-наглядных пособий;

Своевременное доведение до слушателей плана задания. В этом плане-задании указываются: основные вопросы, подлежащие отработке на занятии; необходимые для изучения нормативные акты и теоретические источники; задание, по которому предстоит действовать; задачи, по которым подлежит готовить письменные решения; в отдельных случаях – задания на подготовку проекта процессуального документа. При необходимости в плане-задании могут быть даны методические рекомендации; при всех условиях план-задание на очередное занятие должен быть доведен до сведения слушателей не позднее одного дня до проведения практического занятия по теме, а по некоторым темам, требующим значительной подготовки, значительно раньше. Если подготовлены планы практических занятий по всему курсу, они могут быть вручены слушателям до начала учебного года;

Проверка хода подготовки слушателей к занятию и оказание им необходимой помощи (групповые и особенно индивидуальные консультации, помощь в подборе необходимых материалов, организации выставок рекомендованной литературы и пр.).

Как и при подготовке к семинару каждый преподаватель составляет свой рабочий план проведения практического занятия. Он составляется на основе методической разработки. В этом плане указываются: тема, цель (задачи) проведения занятия, вопросы, которые будут отрабатываться на занятии; методика отработки этих вопросов (беседа, опрос, решение задач, составление процессуальных документов и т.п.); время, необходимое на отработку каждого вопроса, при необходимости в рабочем плане указываются фамилии слушателей, которых необходимо опросить в ходе занятий.

Значительную помощь в подготовке практических занятий может оказать предметно-методическая секция. На ее заседаниях обсуждаются методические разработки, планы-задания слушателям и рабочие планы проведения преподавателями занятий. На этих заседаниях вырабатывается решение наиболее сложных задач, выносимых на занятие. Работа предметно-методической секции позволяет обеспечить единство в преподавании. Обсуждение этих вопросов на заседании секции является, кроме того, одной из важнейших форм обмена положительным опытом, передачи его молодым преподавателям.

Методика преподавания практического занятия может быть различной в зависимости от специфических особенностей каждой темы. Однако темы, по которым в соответствии с учебным планом проводятся практические занятия по общей части Административного права, предполагают формирование единого подхода к проведению этого вида занятий. Задачей проводимых практических занятий является формирование первоначальных умений работы с процессуальными документами административно-правового характера.

В связи с этим занятия проводятся с применением кейс-ситуаций и игровых элементов.

Наиболее типичными элементами таких занятий могут быть следующие:

постановка слушателям проблемных вопросов по наиболее сложным и острым аспектам темы. Они должны вытекать из общих вопросов, указанных в плане-задании, конкретизировать их, но, как правило, не повторять их. Цель постановки вопросов – проверка уровня усвоения слушателями теоретического материала, их готовности к решению практических задач, знание рекомендованной литературы по теме, создание условий для реализации поисковых методов получения знаний и умений.

Как правило, на занятиях решается несколько относящихся к теме задач. Однако методически не исключено, что некоторые задачи в виде «вводных» могут ставиться в ходе проведения практического занятия в устной форме. При решении задач слушатели должны показать знание нормативных актов, умение правильно применять правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям.

В ходе практических занятий слушатели должны научиться составлять основные процессуальные документы по факту совершенного административного правонарушения, относящегося к компетенции различных органов исполнительной власти. Им могут даваться соответствующие задания на выполнение письменных работ в часы самостоятельной подготовки. Но прежде чем давать такие задания, форма и содержание документа должны быть отработаны на практическом занятии. Слушатель с помощью преподавателя должен хорошо усвоить требования нормативных актов, предъявляемые к документу, его структуру, содержание отдельных его частей. В необходимых случаях на занятии отрабатываются наиболее принципиальные формулировки.

Если по теме предыдущего практического занятия было дано задание написать в часы самостоятельной подготовки документ, очередное занятие может начинаться с разбора письменной работы. Во время такого разбора обращается внимание на наиболее общие, типичные ошибки и недостатки, рекомендуются правильные решения и формулировки. Вместе с тем преподаватель отмечает индивидуальные недостатки и дает соответствующие оценки. Если та или иная работа признана неудовлетворительной, слушателю предлагается выполнить ее повторно, с указанием, какие недостатки и как должны быть устранены.

Занятия по отдельным темам можно проводить в игровой форме: слушатели на занятии выполняют то или иное практическое действие с последующим (на этом же занятии или в часы самостоятельной подготовки) составлением соответствующего процессуального документа.

Важнейшим свойством практических занятий является ситуативность. Конкретные жизненные ситуации могут быть созданы преподавателем, а могут вытекать из административных дел, задач или вводных. Слушатель должен разобраться в сложившейся или искусственно созданной ситуации и принять правильное аргументированное решение.

Особое внимание при проведении занятия преподаватель должен уделять заключению, как по отдельным вопросам, так и по занятию в целом. Именно эта часть занятия, как правило, бывает наиболее результативной. Заключение преподавателей должны отвечать требованиям краткости, логичности, четкости, убедительности, ясности суждений и доходчивости. В своем заключении преподаватель не в праве обойти молчанием ни одного сложного и спорного вопроса, возникающего на занятии, причем его разъяснения должны поощрять творческий подход, желание глубже разобраться в вопросе, серьезно изучить рекомендованную по теме литературу.

В настоящее время во всех формах учебно-воспитательного процесса широко используются различные научно-технические средства. Практикуется использование таких средств, как демонстрация схем и таблиц, просмотр слайдов (презентаций), диафильмов, учебных видео и кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей.

Очень важно, чтобы используемые на практических занятиях технические средства и наглядные пособия были полезны не только, как иллюстративный материал, а обладали бы качеством научности и относимости как источники дополнительной информации.

Самостоятельная работа слушателей по освоению и накоплению знаний, формированию умений является составной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельная работа – это творческая, критическая деятельность слушателей по осмыслению изучаемого материала и выработке на этой основе новых знаний, умений и навыков.

Работа слушателей осуществляется на основе заданий преподавателей и включает: планирование самостоятельной работы, вручение заданий, обеспечение учебными материалами, материально-техническое обеспечение, консультации, выполнение конкретных заданий, контроль выполнения задания, доклад (отчет) о выполненном задании.

Изучение педагогического опыта преподавания правовых наук обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекцию, критически оценивать ее и ответы товарищей на групповых занятиях, готовить публичные выступления. Самостоятельная работа слушателей наиболее ярко проявляется в таких видах учебной деятельности, как работа с книгой, документацией, доработка и оформление лекционного материала; подготовка к различным формам групповых занятий; работа в научных кружках и др.

Самым эффективным средством, воздействующим на уровень и качество самостоятельной работы выступает учебная лекция, которая должна стать организующим началом самостоятельной работы обучающихся. Наилучшим образом она выполнит свою задачу, если все рекомендации по самостоятельной работе будут обсуждены на заседании предметно-методической секции. Самостоятельная работа должна начинаться до прихода слушателя на лекцию. Поэтому для правильной организации самостоятельной работы должна применяться «система опережающего чтения», в соответствии с которой слушатель предварительно просматривают лекционный материал, содержащийся в учебно-методическом комплексе, а также в учебниках и других материалах, которые входят в перечень основной учебной литературы этого комплекса.

Ведущую роль в самостоятельной работе слушателей играет их умение работать с обязательной и дополнительной литературой. Овладение навыками этой работы включает два основных взаимосвязанных элемента – умение читать, анализируя, и умение вести записи прочитанного. Культура чтения – составная часть культуры умственного труда и культуры личности, в целом, основа ее познавательной деятельности. Работа над книгой предполагает соблюдение ряда правил, овладение которыми обязательно для всех участников учебно-воспитательного процесса. Особое место в обучении слушателей правилам работы с различного рода информационными источниками принадлежит преподавателю. Преподаватель обязан настроить обучающихся на серьезный, кропотливый труд, который исключает заучивание и механическое накопление цитат и выдержек, а предполагает сознательное критическое усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути.

Важное место в самостоятельной работе с книгой занимает ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап – чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу (главу, параграф) от начала до конца, чтобы получить цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы (части) с выделением основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т.д.

Непременным правилом чтения должно быть выяснение содержания незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен и названий. Оправданно в таких ситуациях иметь специальные тетради. Важная роль принадлежит библиографической подготовке слушателей. Она включает в себя умение грамотно пользоваться научным аппаратом книги, справочными изделиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации. Полезно ознакомиться с правилами библиографической работы в библиотеке института.

Методика работы с литературой предусматривает и ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их в памяти. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном обращении к ранее проделанной работе.

Особую роль в самостоятельной работе слушателей в настоящее время приобретает умение пользоваться информационной базой, представленной в электронном виде. В связи с этим преподаватель должен уделять внимание мотивированию и обучению применять при подготовке к занятию материалы справочных правовых систем типа «Гарант» или «Консультант +».

Важная роль в повышении качества самостоятельной работы отводится консультациям. Из опыта педагогической деятельности слушателям необходимы разные типы консультаций: по форме – групповые и индивидуальные; по содержанию – проблемные, информационные, обзорные, целевые, дискуссионные; по видам – перед лекцией, перед семинаром, зачетом, экзаменом, государственным экзаменом, войсковой практикой и др. В ходе их проведения оказывается содействие слушателям в преодолении возникших трудностей при самостоятельной работе над учебным материалом.

Консультация сводится чаще всего к разъяснению сложных теоретических положений, советам по порядку подготовки, указанию литературы и т.д. Но консультация может служить и своеобразным средством контроля.

При оказании помощи в организации самостоятельной работы большое внимание необходимо уделять индивидуальным консультациям. Они организуются, как правило, на добровольных началах, но в отдельных случаях преподаватель приглашает на беседу несколько слушателей и выясняет, как они разобрались в изученной литературе, дает методические рекомендации по более глубокому усвоению учебного материала. Постоянный контроль преподавателя за самостоятельной работой слушателей и планомерная помощь им в подготовке к занятию во многом предопределяют глубину знаний и качество занятий.

Контроль самостоятельной работы слушателей осуществляется преподавателем во время семинаров, практических занятий, при проведении научной работы, консультаций, зачетов, экзаменов, написании слушателями учебно-научных письменных работ, а также путем проверки конспектов. При этом преподаватель имеет возможность всесторонне оценить уровень самостоятельности работы, узнать индивидуальные особенности каждого из слушателей. Обычно после проведения двух-трех таких занятий преподаватель может выявить наиболее слабые стороны в подготовке того или иного слушателя и затем дать ему конкретные рекомендации по изучению необходимых вопросов и различной литературы и источников.

Повышение места и роли самостоятельной работы слушателей – одно из важнейших условий высокой эффективности учебно-воспитательной работы преподавателя. Практически эта проблема может решаться путем обучения слушателей института методике самостоятельной работы.