Сомнения. Сомнения - это хорошо или плохо? Абсолютно сомнение

Сомне́ния - 1) рассудительная осторожность в отношении предметов ;
2) состояние озабоченности, связанное с трудностью нравственного выбора;
3) (аскет.) состояние смущения, утраты стойкости в подвижнической деятельности, вызванное действием сил;
4) неуверенность, колебания относительно того или иного вопроса;
5) обоснованная или необоснованная подозрительность, недоверие кому-либо.

Христианин и сомнения

Я хотел бы начать с разоблачения одного мифа. Это миф о том, что верный христианин не может испытывать сомнений. Сомнения якобы несовместимы с . Под влиянием этого мифа христиане часто стараются подавлять или прятать свои сомнения – как будто речь идет о чем-то настолько постыдном, что это надо спрятать и от себя самого. На самом деле сомнения не следует ни отрицать, ни тем более прятать. Следует поступать ровно наоборот. Их надо вытаскивать на поверхность, четко проговаривать, ясно осознавать. То, что Вы столкнулись с сомнением – часть Божиего замысла о Вас, и Он хочет сделать это частью Вашего духовного роста. Мы возрастаем в вере в том числе и через сомнения.


Первое, что следует сделать с сомнением – это четко его сформулировать

В чем именно я сомневаюсь? Почему? У К. С. Льюиса в «Письмах Баламута» есть очень верное наблюдение, что стремится не внушать нам определенные мысли, а отвлекать нас от мыслей. Сомнение часто приходит не в форме внятно сформулированного возражения, а в форме неопределенного чувства «так не бывает», или еще лучше «но все же вокруг знают, что так не бывает». Хороший пример – высказывание атеистического мыслителя Джулиана Хаксли: «Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь – это божественная кара, а смерть – результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут – они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ».
В этой цитате нет каких-либо аргументов, а есть решительное заявление, что для интеллигентного, образованного человека скоро будет невозможно верить в Бога – под страхом зачисления в «тугодумы и несчастные и невежественные души». Она апеллирует к тому же чувству «все вокруг знают».
В этом случае мы должны поставить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о предрассудках эпохи или о чем-то действительно обоснованном? Почему, собственно?
Рудольф Бультман, например, пишет: «Нельзя пользоваться электричеством и радио и в случае болезни прибегать к помощи современных медицинских и клинических открытий, и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес».
Это не аргументация – в самом деле, каким образом электрификация всей страны опровергает новозаветные рассказы об изгнании бесов? Это апелляция к тому, во что принято верить или не верить в нашей культуре, или, вернее, в том культурном слое, к которому принадлежал Бультман. За пределами этого слоя миллионы «современных людей» верили в превосходство арийской расы, а другие миллионы – в торжество коммунизма во всемирном масштабе. Мифы ХХ века оказались гораздо страшнее, чем мифы первого, а разнообразных бесноватых развелось гораздо больше, чем во времена Нового Завета.
Нередко сомнения апеллируют не к аргументам, а именно к взглядам на мир, характерным для нашей культуры. Взглядам, в которые вписывается диагностика кармы, но никак не вписывается Непорочное Зачатие.
Очень часто сомнения умирают просто при попытке вытащить их из области смутных ощущений в область четко сформулированных аргументов. Поэтому первое, что нужно сделать – это четко сформулировать, в чем именно Вы сомневаетесь.


Сомнения и духовный рост

Однако иногда христианину приходится иметь дело и с вполне внятными аргументами против того, во что он верит. Иногда в такой ситуации возникает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устранить все сомнения каким-нибудь сверхъестественным образом? Я уверен, Он не делает это с определенной целью. Я бы сравнил это с процессом ковки – надо очень долго стучать по железу, чтобы выбить из него все примеси.
Сомнения играют роль ударов кузнеца, они разбивают шлак, чтобы освободить сталь. Они помогают определиться с тем, во что Вы верите – и почему.

А может, в это действительно не стоит верить?

В то время как Евангелие – истина, некоторые представления христианина вполне могут быть ошибочными; процесс духовно роста включает в себя также избавление от каких-то ошибочных взглядов. Эти представления могут быть нам дороги, они могут связывать нас с нашей общиной, их пересмотр может быть болезненным делом – но нам следует отдавать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомнениях в вере как таковой.
Христианская вера – это определенное отношение к Личности и деяниям Иисуса Христа, о чем было сказано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отношение накладывается еще что-то – определенные представления, которые не коренятся в самом Евангелии, но в сознании «срослись» с ним. Например, во время революции большевики публично вскрывали раки с мощами святых и иногда обнаруживали там истлевшие кости. Это было страшным ударом для некоторых людей и побудило их отойти от Церкви. Однако вера в нетленность мощей никак не является необходимым элементом Евангелия; Писание нигде не обещает, что тела всех благочестивых христиан после смерти не будут истлевать. То, что тела некоторых святых истлели, никак не подрывает ни Евангелия, ни даже веры в их личную святость. Другой пример – случай, о котором я прочел в одной креационистской книге. Автор говорил о неком благочестивом юноше из американских южных баптистов, который попал в университет и был там научен теории эволюции. Поскольку его новые взгляды резко расходились с тем, что ему внушали раньше как богооткровенную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обязательно. Есть христиане, считающие, что Бог творил, направляя процесс эволюции – отец Александр Мень, например; и отказ от толкования Шестоднева именно как календарной недели совершенно не требует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того молодого человека – как и для автора книги – вера во Христа жестко увязывалась с определенным истолкованием книги Бытия, принятым в его общине. Можно привести пример, смущающий многих православных христиан. Событие, которое мы отмечаем в праздник введения Богородицы во Храм, исторически никак не засвидетельствовано, однако это отнюдь не подрывает веру в то, что Сын Девы – воплощенный Бог.
Во всех этих случаях нам надо просто отделять Евангелие как таковое от наших личных взглядов (или взглядов, распространенных в наших общинах). Наши взгляды вполне могут оказаться ошибочными, и это не ставит под вопрос Евангелие.

Сомнения, порожденные непониманием

Другой тип сомнений может быть связан с недопониманием того, чему же в данном вопросе учит христианство. Этот тип сомнений особенно плодотворен, поскольку побуждает нас разобраться с содержанием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы доказать нашу веру? Остается ли она обоснованной? Что означает и чего не означает вера во всемогущество Бога? Как соотносятся Божественная и человеческая природа Христа? Можно, кончено, сказать «а я заткну уши, подавлю сомнения и буду просто верить», но тогда мы упустим возможность тщательно разобраться и усвоить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отвечать на трудные вопросы – это отказ от роста.

Сомнения, связанные с ложными ожиданиями

Очевидно, что вера приносит многие блага уже в земной жизни, а послушание заповедям избавляет нас от скорбей, вызываемых нашим собственным безрассудным поведением. Многие христиане могут засвидетельствовать – и с радостью делают это – как они освободились от химической зависимости или восстановили отношения с близкими, или порвали с преступным миром и вернулись к честной жизни. Мы должны свидетельствовать об этих прекрасных проявлениях милости Божией. Но мы не должны создавать впечатление, что земная жизнь христиан вообще будет безоблачной. Ни Господь, ни Апостолы этого не обещали. Напротив, как говорит Спаситель, в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (), а Апостолы учили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ().
Можно быть верным, угодным Богу христианином и терпеть скорби. Апостол Павел – избранный сосуд Христов, чтобы возвещать имя Его перед народами и царями и сынами Израилевыми (см. ) – страдал от тяжкой болезни (), неблагодарности учеников, жестоких преследований со стороны неверующих иудеев и язычников (), многих других трудностей и опасностей – в том числе опасности от «лжебратий».
Такая ересь как «теология процветания» (проповедуемая некоторыми из харизматиков; ее также ошибочно приписывают кальвинистам) обещает здоровье и процветание всем, кто уверует. Уверуйте, и Вы будете все в шоколаде… Что потом вызывает горький вопрос – я уже месяц как уверовал, почему я до сих пор не в шоколаде? (Другой вариант «я пробовал это, и это не работает»).
Сама по себе эта ересь не очень распространена, но само «ожидание шоколада» от обращения встречается нередко. Однако жизнь христианина может оставаться трудной и требующей усилий; христианин может столкнуться с бедностью, болезнью, предательством и несправедливостью.

Люди, которые верят в то, что Бог не допустит им никаких неприятностей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог никогда не обещал. Бог обещал другое – что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ().
На небесах мы будем совершенно счастливы и избавлены от всякой скорби; однако Писание никоим образом не обещает, что наш путь туда будет комфортным.

Сомнения, связанные с разочарованием в людях

Этот тип сомнений, кажется, легче всего опровергнуть, но именно им чаще всего объясняют свое решение люди, покинувшие . Это сомнения в людях. Я-то верил, что отец Онуфрий ходячий патерик и собеседник ангелов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу подсвечник, произнес неблагочестивое слово. Все, конец, вера разрушена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожидания, связанные с людьми. Даже верные христиане могут проявлять смущающие слабости. Церковь состоит из грешников, между которыми, в силу обоюдной греховности, возникают непонимание и конфликты.
Господь вовсе не обещает, что в Церкви мы будем наслаждаться несмущаемым миром с людьми. В Он говорит о том, как мы должны разрешать конфликты между братьями – то есть Он исходит из того, что такие конфликты будут происходить. Более того, в Церкви могут быть и «делающие беззаконие», которые могут проповедовать от Его имени, хотя Он никогда не знал их ().
Итак, что же делать, если вы сталкиваетесь с сомнениями? Попробуйте поставить вопрос «для чего мне это попущено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомнения?».

«…вера, прошедшая через религиозное сомнение, приобретает крепость несомненности после сомнения: она становится насыщенной удостоверением и приобщается к религиозному покою и религиозному равновесию достигшего духа. Такая вера не страшится ни слова, ни спора, ни критики, ни упрека в «субъективизме», ибо она, пройдя путь предметного искания и нахождения, искусилась и в опыте и «методе». И потому она встречает критику спокойным и благожелательным предложением: «Испытуем же Предмет еще раз совместно!».
Аксиомы религиозного опыта

Сомнение есть земной дух от диавола и силы не имеет.
Пастырь Ерма

Кто уверовал в Бога, тот должен не колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный.
прп.

Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, – что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! И тогда будет по вере твоей.
св. праведный

Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!

Други разума, не охотно покаряющагося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением ; не рассекайте ее изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.
святитель



Сомнение

Сомне́ние

сущ. , с. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? сомне́ния , чему? сомне́нию , (вижу) что? сомне́ние , чем? сомне́нием , о чём? о сомне́нии ; мн. что? сомне́ния , (нет) чего? сомне́ний , чему? сомне́ниям , (вижу) что? сомне́ния , чем? сомне́ниями , о чём? о сомне́ниях

1. Сомнением называется чувство, которое вы испытываете, когда точно не знаете, что кто-либо прав или что-либо соответствует действительности.

Большие, серьёзные сомнения. | Сомнение в чьей-либо правдивости. | Сомнение в чьих-либо способностях. | Сомнение берёт, мучает, не покидает кого-либо. | Отбросить, развеять сомнения. | Не вызывает сомнения тот факт, что среднемесячные темпы инфляции стали гораздо ниже.

2. Если что-либо не подлежит сомнению , не оставляет (никакого) сомнения , то это означает, что что-либо является абсолютной истиной.

3. Сомнением называется опасение, подозрение, колебание.

Высказать кому-либо свои сомнения. | Его слова лишь подтвердили мои сомнения. | Закрадывались сомнения: справится ли он с поручением.

4. Если кто-либо разделяет чьи-либо сомнения в чём-либо, то это означает, что этот человек также имеет подозрения относительно кого-либо, чего-либо.

5. Если что-либо подтвердило чьи-либо худшие сомнения , то это означает, что самые неприятные подозрения этого человека подтвердились на практике.

6. Сомнением называют неясность, которая возникает при разрешении какого-либо вопроса.

Устранить все сомнения.

7. Если у кого-либо нет ни тени (ни капли) сомнения в чём-либо, то это означает, что этот человек абсолютно уверен в чём-либо.

8. Если что-либо имеет место без (всякого) сомнения , вне (всякого) сомнения , то это означает, что кто-либо абсолютно уверен в чём-либо.

Он прав, вне всякого сомнения. | Он талантлив? - Вне всякого сомнения. | Среди компьютерных игр лидируют, без сомнения, стратегические.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "сомнение" в других словарях:

    Недоумение, колебание, недоверие, подозрение, неуверенность, нерешительность, раздумье. .. Ср … Словарь синонимов

    СОМНЕНИЕ, сомнения, ср. 1. Неуверенность в истинности чего нибудь, раздумье о правильности чего нибудь, нетвердая, колеблющаяся вера в кого что нибудь. «Искренность Ванькина не подлежала сомнению.» Чехов. «Сомнений в нем не было ни на минуту.»… … Толковый словарь Ушакова

    Неуверенность, колебание в том, следует ли принимать в качестве истинного или правильного какое то утверждение или систему утверждений. В зависимости от характера утверждения можно говорить о С. в истинности описания или С. в эффективности… … Философская энциклопедия

    Сомнение - Сомнение ♦ Doute Противоположность достоверности. Сомневаться значит мыслить, но мыслить, не будучи уверенным в истинности того, что осмысливаешь. Скептики возвели сомнение в ранг высшего состояния мысли. Догматики чаще всего отдают сомнению … Философский словарь Спонвиля

    Ср. сумление, искаж. нерешимость, шаткое недоумение, раздумие, колебание мыслей; | недоверие, подозрение и опасение. Сомневаться в чем, колебаться, нерешаться, думать на двое; | усомниться, недоверять, не верить; в ком, считать кого ненадежным.… … Толковый словарь Даля

    сомнение - СОМНЕНИЕ и СОМНЕНЬЕ, колебание, раздумье СОМНЕВАТЬСЯ, колебаться, раздумывать СОМНИТЕЛЬНО, спорно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    сомнение - 1. Неуверенность в истинности чего либо; отсутствие твердой веры в кого либо, во что либо. 2. Затруднительность, недоумение при разрешении некоего вопроса. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    СОМНЕНИЕ, я, ср. 1. Неуверенность в истинности чего н., отсутствие твёрдой веры в кого что н. Испытывать с. Взять под с. что н. (начать сомневаться). 2. Затруднение, недоумение при разрешении какого н. вопроса. Разрешить все сомнения. Вне… … Толковый словарь Ожегова

    сомнение - безжалостное (Надсон); бесплодное (Коринфский); беспощадное (Чюмина); безысходное (П.Я.); бурное (Ратгауз); гнетущее душу (Голенищев Кутузов); горькое (Коринфский, Тарутин, П.Я.); дерзновенное (Бальмонт); жгучее (Надсон); ложно черное… … Словарь эпитетов

    Сомнение - ■ Хуже отрицания … Лексикон прописных истин

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сомнение (значения). Сомнение психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троення и т. п.)… … Википедия

Книги

  • Сомнение. Манифест для тех, кто готов выйти из толпы , Баранский Слава. О книге Книга о важных аспектах жизни, которые делают вас продуктивнее и здоровее, - о правильном подходе к использованию телефона, социальных сетей, к занятию спортом и питанию. Благодаря…

Принимая важные и ежедневные решения в жизни, каждый человек сталкивался с таким чувством, как сомнение. Значение последнего слова при этом не ограничивается лишь данным контекстом. Существует еще несколько вариантов его употребления, а также ряд устойчивых выражений, которые позволят расширить словарный запас и повысить эрудированность.

Можно ли провести четкую грань, позволяющую понять, сомнение - это неуверенность в истинности понятия или явления или же опасение неблагоприятного исхода? Различаются ли ситуации раздумий и колебаний, к которым применимо это слово? Давайте рассмотрим тонкости значения и употребления названного слова далее.

Значение

Выделяют несколько основных значений упомянутого слова:

  1. Так, сомнение - это неуверенность в чем-либо как истинном вообще или применимом к данной ситуации, а также размышления о возможности несоответствия вещи или понятия действительности. Например: Пришлось немало постараться, определяя значение непонятных слов, - мной овладели сомнения, но словарь помог разобраться.
  2. Опасения или подозрения в чем-либо. При этом ситуация определяется как неясная или запутанная. К примеру: Сомнения возникали одно за другим и, не находя подтверждений, формировались в ощущение тревоги и недоверия.
  3. Недоумение или затруднение в решении какого-либо вопроса. Сомнение мешало принять чью-то сторону.
  4. Колебания, неуверенность, состояние душевного разлада. Пример: Одолеваемый сомнениями, молодой человек всё никак не мог решиться подать документы на факультет режиссерского мастерства.
  5. Слово употребляется в составе вводных словосочетаний "вне всякого Пример: Без сомнений, её образование и несколько учёных степеней производили неизгладимое впечатление на публику.

Морфологические и синтаксические свойства

Сомнение - это неодушевленное существительное среднего рода, 2-го Корень: -сомн -, суффикс -ени- и окончание -е . По классификации А. А. Зализняка, слово относится к типу склонения 7а.

Единственное число:

Синонимы и антонимы

Опираясь на основные значения слова, а именно на то, что «сомнение» - это неуверенность и опасение, можно подобрать целый ряд синонимов. К ним относятся: недоверие, недоумение, подозрение, колебание, раздумье, нерешительность, мнительность, осмотрительность, осторожность, предубеждение, подозрительность .

  • Колебания в принятии решения по данному вопросу стоили ему трети годовой выручки.
  • Реакция партнера на его слова вызвала лишь недоумение и желание прояснить ситуацию.

А пользуясь водными фразами, сомнение можно выразить следующим образом:

  • вряд ли;
  • едва ли,
  • навряд ли.

Кроме них, используются и восклицания:

  • Ой ли?
  • Басни!
  • Сказки!
  • Вряд ли она сможет хорошо выучить испанский и китайский за год, если будет осваивать их одновременно.
  • Тренер говорит, что зарабатывает два миллиона за проект. Но сказки всё это, для привлечения внимания общественности!

Антонимы к слову «сомнение», значение которого было детально рассмотрено ранее, составляют следующий список: точность, уверенность, определенность, доверие, бесспорно, несомненно . Каждое из них выражает противоположное значение в разных контекстах.

  • Доверие к старшим и вера в их действия позволили ему смело идти в направлении поставленных целей.
  • Несомненно, устойчивые и эффективные отношения в команде важны для принятия ключевых решений.

Фразеологизмы и устойчивые словосочетания

Часть устойчивых выражений и словосочетаний со словом «сомнение» является литературной, книжной и в повседневной разговорной речи применяется редко. При этом слово достаточно популярно, ведь оно описывает частое эмоциональное состояние. К известным выражениям относятся следующие:

  • взять под сомнение;
  • без сомнения;
  • вводить в сомнение;
  • рассеять/разрешить сомнения;
  • подвергать/подлежать сомнению;
  • находиться под сомнением .

Расширение словарного запаса необходимо не только для повышения образности и насыщенности речи, но и для чтения обычной и профессиональной литературы, изучения иностранных языков, повышения эрудированности и возможности ясно и красноречиво излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Значение слова «сомнение» и умение употреблять его в нескольких контекстах даст возможность подняться еще на одну ступеньку во всех вышеперечисленных направлениях.

СОМНЕНИЕ

СОМНЕНИЕ

Неуверенность, колебание в том, следует принимать в качестве истинного или правильного какое-то или систему утверждений. В зависимости от характера утверждения можно говорить о С. в истинности описания или С. в эффективности (правильности) оценки; в зависимости от той области, к которой относится С. может быть теоретическим, нравственным, религиозным и т.д.
Августин, а позднее Р. Декарт придавали С. важное методологическое и считали его предварительной ступенью познания. Декарт настаивал на необходимости возможно более полного и радикального С. и считал, что вполне достоверно лишь положение «Я мыслю, следовательно, я существую».
В философии 20 в. к С. усложнилось, и оно перестало считаться необходимым предварительным условием познания. Л. Витгенштейн полагал, что нельзя начинать с С. поскольку для него всегда нужны веские основания, и что есть утверждений, в приемлемости которых вообще неразумно сомневаться. Выделение этих классов утверждений непосредственно обосновывается системным характером человеческого знания, его внутренней целостностью и единством.
Связь обосновываемого утверждения с той системой утверждений, в рамках которой оно выдвигается и функционирует, существенным образом влияет на эмпирическую этого утверждения и, соответственно, на ту аргументацию, которая может быть выдвинута в его поддержку. В контексте своей системы («практики», «языковой игры», по выражению Витгенштейна) утверждение может приниматься в качестве несомненного, не подлежащего критике и не требующего обоснования по меньшей мере в двух случаях. Во-первых, если отбрасывание этого утверждения означает отказ от определенной практики, от той целостной системы утверждений, составным элементом которой оно является. Напр., утверждение «Небо голубое» не требует проверки и не допускает С. иначе будет разрушена вся визуального восприятия и различения цветов. Сомневаясь в утверждении «Солнце завтра взойдет», мы подвергаем С. всю естественную науку. С. в достоверности утверждения «Если человеку отрубить голову, то обратно она не прирастет» ставит под всю физиологию и т.д. Эти и подобные им утверждения обосновываются не эмпирически, а ссылкой на ту устоявшуюся и хорошо апробированную систему утверждений, составными элементами которой они являются и от которой пришлось бы отказаться, если бы они оказались отброшенными. Дж. Мур ставил вопрос: как можно было бы обосновать утверждение «У меня есть рука»? Согласно Витгенштейну, ответ на этот вопрос прост: утверждение очевидно и не требует никакого обоснования в рамках человеческой практики восприятия; сомневаться в нем значило бы поставить под С. всю эту практику. Утверждение должно приниматься в качестве несомненного, если в рамках соответствующей системы утверждений оно стало стандартом оценки иных ее утверждений, в силу чего сделалось прескрипцией и утратило свою эмпирическую проверяемость. Среди таких утверждений, перешедших из разряда описаний в разряд оценок, можно выделить две разновидности: утверждения, не проверяемые в рамках определенной, достаточно узкой практики, и утверждения, не проверяемые в рамках любой, сколь угодно широкой практики. Напр., просматривающий почту, не может сомневаться в своем имени, пока он занят этой деятельностью. Ко второй разновидности относятся утверждения, названные Витгенштейном методологическими: «Существуют физические объекты», «Земля существовала до моего рождения», «Объекты продолжают существовать, даже когда они никому не даны в восприятии» и т.п. Связь этих утверждений с др. нашими убеждениями практически всеобъемлюща. Подобные утверждения зависят не от конкретного контекста, а от совокупности всего воображаемого опыта, в силу чего пересмотр их практически невозможен.
Имеются, т.о., пять типов утверждений, по-разному относящихся к практике их употребления:
1) утверждения, относительно которых не только возможно, но и разумно С. в рамках конкретной практики;
2) утверждения, в отношении которых С. возможно, но не является разумным в данном контексте (напр., результаты надежных измерений; , полученная из заслуживающего доверия источника);
3) утверждения, не подлежащие С. и проверке в данной практике под угрозой ее разрушения;
4) утверждения, ставшие стандартами оценки иных утверждений и потому не проверяемые в рамках данной практики, однако допускающие проверку в др. контекстах;
5) методологические утверждения, не проверяемые в рамках любой практики.
Можно предположить, что утверждение типа (3) всегда входит в состав утверждения типа (4) и является стандартом оценки др. утверждений. Эти два типа утверждений можно сделать предметом С. проверки и обоснования, выйдя за пределы их практики и поместив в более широкий или просто иной . Что касается методологических утверждений, входящих во всякую мыслимую практику, в их поддержку может опираться только на в наличии тотального соответствия между совокупностью наших знаний и внешним миром, на уверенность во взаимной согласованности всех наших знаний и опыта.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СОМНЕНИЕ

состояние неуверенности, нерешительность, колебание в том, что следует считать истинным или правильным (теоретическое, нравственное, религиозное сомнение). Сомнение может иметь методологическое значение и является предварительной ступенью познания, как это было, напр., у Августина и Декарта (см. Скептицизм).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОМНЕНИЕ" в других словарях:

    Недоумение, колебание, недоверие, подозрение, неуверенность, нерешительность, раздумье. .. Ср … Словарь синонимов

    СОМНЕНИЕ, сомнения, ср. 1. Неуверенность в истинности чего нибудь, раздумье о правильности чего нибудь, нетвердая, колеблющаяся вера в кого что нибудь. «Искренность Ванькина не подлежала сомнению.» Чехов. «Сомнений в нем не было ни на минуту.»… … Толковый словарь Ушакова

    Сомнение - Сомнение ♦ Doute Противоположность достоверности. Сомневаться значит мыслить, но мыслить, не будучи уверенным в истинности того, что осмысливаешь. Скептики возвели сомнение в ранг высшего состояния мысли. Догматики чаще всего отдают сомнению … Философский словарь Спонвиля

    Ср. сумление, искаж. нерешимость, шаткое недоумение, раздумие, колебание мыслей; | недоверие, подозрение и опасение. Сомневаться в чем, колебаться, нерешаться, думать на двое; | усомниться, недоверять, не верить; в ком, считать кого ненадежным.… … Толковый словарь Даля

    сомнение - СОМНЕНИЕ и СОМНЕНЬЕ, колебание, раздумье СОМНЕВАТЬСЯ, колебаться, раздумывать СОМНИТЕЛЬНО, спорно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    сомнение - 1. Неуверенность в истинности чего либо; отсутствие твердой веры в кого либо, во что либо. 2. Затруднительность, недоумение при разрешении некоего вопроса. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    СОМНЕНИЕ, я, ср. 1. Неуверенность в истинности чего н., отсутствие твёрдой веры в кого что н. Испытывать с. Взять под с. что н. (начать сомневаться). 2. Затруднение, недоумение при разрешении какого н. вопроса. Разрешить все сомнения. Вне… … Толковый словарь Ожегова

    сомнение - безжалостное (Надсон); бесплодное (Коринфский); беспощадное (Чюмина); безысходное (П.Я.); бурное (Ратгауз); гнетущее душу (Голенищев Кутузов); горькое (Коринфский, Тарутин, П.Я.); дерзновенное (Бальмонт); жгучее (Надсон); ложно черное… … Словарь эпитетов

    Сомнение - ■ Хуже отрицания … Лексикон прописных истин

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сомнение (значения). Сомнение психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троення и т. п.)… … Википедия

Тезаурус русской деловой лексики

Сомнение

Syn: неопределенность, колебание; опасение, подозрение

Ant: определенность, точность, уверенность

Словарь Ефремовой

Сомнение

  1. ср.
    1. :
      1. Неуверенность в истинности, возможности чего-л.; отсутствие твердой веры в кого-л., что-л.
      2. Опасение, подозрение.
    2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-л. вопроса.
    3. Состояние душевного разлада, неуверенности, колебаний.

Фразеологический словарь (Волкова)

Сомнение

Без (всякого ) сомнения или вне (всякого ) сомнения - конечно, бесспорно, несомненно.

Вы, без сомнения, правы . - Значит, вы приедете? - Вне всякого сомнения! - та женщина, без сомнения, была замечательно хороша собою . Лесков.

Фразеологический словарь русского языка

Сомнение

Без (всякого ) сомнения и вне (всякого ) сомнения - бесспорно, несомненно.

Брать (взять ) под сомнение что - сомневаться в чем-либо

Нет и тени сомнения - совершенно очевидно

Рассеять (рассеивать ) сомнения - заставить поверить во что-либо окончательно

Словарь Ожегова

СОМНЕ НИЕ, я, ср.

1. Неуверенность в истинности чегон., отсутствие твёрдой веры в кого-чтон. Испытывать с. Взять под с. чтон. (начать сомневаться).

2. Затруднение, недоумение при разрешении какогон. вопроса. Разрешить все сомнения.

Вне (всякого) или без (всякого) сомнения (книжн.) несомненно, безусловно.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Сомнение

Сомнение

♦ Doute

Противоположность достоверности. Сомневаться значит мыслить, но мыслить, не будучи уверенным в истинности того, что осмысливаешь. Скептики возвели сомнение в ранг высшего состояния мысли. Догматики чаще всего отдают сомнению необходимую дань вежливости. Таков, например, Декарт. Его сомнение носит методический и гиперболический характер (оно чрезмерно, поскольку он спешит объявить ложным все, что представляется сомнительным), но на самом деле не имеет для него большого значения и является переходным моментом в поиске твердой истины, в которой он уверен. Декарт освобождается от сомнения с помощью cogito ergo sum – (лат.) мыслю, следовательно, существую, – утверждения, которое, как он считает, не подлежит сомнению, а также с помощью Бога, который не может обманывать. Однако, что бы он ни заявлял, его Бог остается сомнительным, и нельзя исключить обманчивости его cogito. Так что сомнение возрождается. Избавиться от него можно двумя способами – заснуть или начать действовать.

Словарь Ушакова

Сомнение

сомне ние , сомнения, ср.

1. Неуверенность в истинности чего-нибудь, раздумье о правильности чего-нибудь, нетвердая, колеблющаяся вера в кого-что-нибудь. «Искренность Ванькина не подлежала сомнению.» Чехов . «Сомнений в нем не было ни на минуту.» Достоевский . «- Какое ж в этом есть сомненье? Про это знает целый свет.» Грибоедов . «- Стой! Что за человек?.. За каким делом? Взять его под сомнение!» А.Островский . Возбуждать сомнение. Испытывать сомнение в чем-нибудь. С сомнением покачать головой. Его взяло сомнение. Это не подлежит никакому (или ни малейшему) сомнению.

2. Затруднительность, недоумение при необходимости разрешить какой-нибудь вопрос. Приезд руководителя разрешил все сомнения.

Без (всякого) сомнения или вне (всякого) сомнения - конечно, бесспорно, несомненно. Вы, без сомнения, правы. «- Значит, вы приедете? - Вне всякого сомнения! Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собою.» Лесков .

Библия: Тематический словарь

Сомнение

неуверенность в истинности веры

А. Примеры сомневающихся верующих людей

Аврам:

Быт 12:10–20; Быт 15:2,3; Быт 16:1–4; Быт 20:1-13

Моисей:

Гедеон:

Суд 6:36,37,39

Иоанн Креститель:

Петр:

Марфа:

некоторые ученики:

Фома:

Б. Конец сомнениям

1. Как были рассеяны сомнения

Аврам поверил слову Божию:

Моисей увидел славу Божию:

Гедеон поверил ответам Бога через шерсть:

Иоанн увидел чудеса Христовы:

Петр дошел до Христа:

Фома увидел воскресшего Христа:

2. Бог хочет, чтобы мы преодолели сомнения:

Мк 11:22–24; Иак 1:6; Иуд 22