Сколько у нас авианосцев. Кто сильнее: весь флот России против авианосца США. Большой, дорогой, бесполезный

Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) представило новейший авианосец проекта 11430Э «Ламантин» на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Это сразу же стало темой восторженных новостей, однако в реальности военные моряки не верят в перспективы появления в составе отечественного Военно-морского флота кораблей такого класса. Даже в России. Так, главком ВМФ РФ Николай Евменов заявил, что атомный авианосец если и будет построен, то не в ближайшее время.

«Наша Версия» разобралась, почему в России продолжают тешить себя иллюзиями об авианосцах.

Ранее источники сообщали, что Минобороны России начало работы по формированию тактико-технического задания на перспективный российский авианосец. В первую очередь рассматривается вариант строительства авианесущего корабля нового поколения с ядерной силовой установкой. Это вновь сделало актуальным вопрос, который российские моряки обсуждают на протяжении нескольких десятилетий: а нужен ли стране авианосный флот?

Большой, дорогой, бесполезный

Дело в том, что остаётся без ответа вопрос: а против кого российский ВМФ будет использовать авианосцы? Действительно, корабли этого класса универсальны – помимо палубной авиации они оснащены ракетным и пушечным вооружением. Благодаря этому авианосцы могут создавать противовоздушную оборону, противолодочную оборону морских соединений, а также оказывать воздушную поддержку Сухопутным войскам в прибрежной зоне. Также они в состоянии обеспечить завоевание превосходства в воздухе и уничтожать корабли противника. США также рассматривают авианосцы как один из основных элементов системы ядерного сдерживания и ракетной безопасности.

Однако самое главное предназначение авианосцев заключается в возможности проведения крупномасштабных операций на отдалённом театре боевых действий, включая другие континенты. Россия такие войны никогда не вела и вряд ли будет вести в обозримом будущем. В связи с этим острая необходимость в строительстве авианосцев оказывается под вопросом.

Тем более что их строительство и содержание – дело крайне затратное. Даже если вынести за скобки техническую сложность их постройки и отсутствие у России ряда необходимых технологий, проект создания авианосца оценивается минимум в 350 млрд рублей. Конечно, сейчас принято считать, что на оборону денег жалеть не нужно. Но сам по себе авианосец – это всего лишь большая мишень. Для защиты ему требуются корабли сопровождения, что влечёт за собой новые расходы. Кроме того, даже в этом случае российский авианосец вряд ли сможет составить серьёзную конкуренцию американскому флоту, а потому в открытом океане он станет лёгкой добычей. Недаром уже неоднократно звучали заявления, что сейчас ВМФ России делает ставку на постройку кораблей дальней морской зоны. Например, недавно заложенные два новых фрегата проекта 22350 дополнят уже имеющийся в строю крейсер «Адмирал Горшков», завершающий ходовые испытания «Адмирал Касатонов», достраиваемые «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». В ближайшие годы в планируется строительство эсминцев проекта 23650 «Лидер». Их преполагают ввести в состав ВМФ до 2025 года. До этого времени строительство авианосца бессмысленно.

Также у России сейчас фактически отсутствует прибрежная инфраструктура, необходимая для обслуживания авианосных групп. По оценкам экспертов, недостаток современных причалов создаёт серьёзную проблему для эксплуатации больших кораблей и приводит к их раннему выходу из строя.

Видимо, поэтому командование ВМФ настороженно относится к идеям по строительству первого отечественного авианосца, как бы претенциозно эта затея ни выглядела с точки зрения пропаганды. Действительно, сегодня перед Министерством обороны на первом месте стоят более реалистичные задачи – создание боеспособного флота, который смог бы выполнять задачи после того, как будут списаны по старости корабли советской постройки, а их сейчас в строю подавляющее большинство. Поэтому в первую очередь необходимо строить корабли класса корвет, фрегат, атомные и дизельные подводные лодки, а также десантные корабли.

По теме

Борьба за госзаказ

Однако у представителей военно-промышленного комплекса своя точка зрения. По мнению ряда экспертов, продемонстрированный общественности «Ламантин» – это попытка ПКБ угадать желание военных и получить средства на реализацию проекта. Предприятие сообщает, что корабль предназначен для обеспечения базирования и боевого применения авиагруппы. В её состав предполагается включить до 60 летательных аппаратов, в том числе тяжёлые и лёгкие истребители, корабельные вертолёты, а также самолёты дальнего радиолокационного обнаружения. Кроме того, предусмотрено базирование до 10 беспилотников. Также обещано, что авианосец будет иметь вооружение против воздушных, морских подводных и надводных сил, а также сухопутных войск и наземных объектов противника в океанской, морской и прибрежных зонах. Корабль сможет обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок ВМФ и прикрытия войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника.

Водоизмещение корабля, который получит атомную энергетическую установку, составит 80–90 тыс. тонн, максимальная длина – 350 метров, автономность – около 120 суток, скорость полного хода – около 30 узлов. Экипаж авианосца – 2800 человек, в состав авиагруппы будут входить 800 человек. Срок службы корабля свыше 50 лет.

Также планируется, что авианосец будет оснащён трамплином, двумя электромагнитными катапультами и четырьмя аэрофинишёрами. Правда, этой технологии в России до сих пор нет.

Заявления о создании авианосцев появляются регулярно вот уже много лет. Однако реальные деньги ни на проектирование, ни тем более на закладку и постройку ни разу так и не были выделены. Это однозначно говорит, что военные до сих пор не определились, нужны ли им авиа­носцы. Пока что авианосные амбиции поддерживаются нахождением в составе флота тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», причём обходятся они весьма дорого. «Адмирал Кузнецов» считается одним из самых неудачных кораблей Российского флота, в связи с чем приходится беспрерывно выделять средства на его ремонт, который обходится в сотни миллионов. В настоящее время «Адмирал Кузнецов» опять стоит на приколе. В прошлом году в Мурманске затонул единственный в России плавучий док, способный принимать такие большие корабли. Во время инцидента на крейсер упали два башенных крана, один из них повредил авианосец – в корпусе корабля образовалось рваное отверстие размером четыре на пять метров. По всей видимости, ремонт затягивается на неопределённый срок. Нынешняя стадия технической готовности корабля составляет 25%, завершить ремонт и модернизацию «Адмирала Кузнецова» предполагается в лучшем случае к концу 2020 года. Хотя уже сейчас очевидно, что всё это бесполезно. По мнению экспертов, «Адмирал Кузнецов» уже давно исчерпал все сроки годности и как авианосец морально устарел. Однако он является одним из способов демонстрации морской мощи России. Кроме того, на авианосец работает огромный промышленный и логистический комплекс, в состав которого входят два полигона подготовки лётчиков палубной авиации НИТКА – в Крыму и в Краснодарском крае, судоремонтные и доковые предприятия, заточенные сугубо под ремонт «Кузнецова». Всё это создаёт видимость причастности к высокотехнологичному производству и, что также немаловажно, тысячи рабочих мест.

Александр ХРАМЧИХИН, заместитель директора Института политического и военного анализа:

– Российскому ВМФ сегодня нет необходимости не только создавать новый авианосец, но даже восстанавливать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Эти проекты дорогостоящие, и у современного Российского флота просто нет задач для кораблей такого класса. Также возникает вопрос, сможет ли промышленность построить эти корабли. Даже если удастся создать или купить все необходимые для постройки технологии, его стоимость будет гораздо выше, чем у кораблей, которые сегодня существуют. Скорее всего это понимают в военном ведомстве, поэтому о модернизации единственного существующего авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в последнее время говорят всё меньше.

МОСКВА, 12 июл - РИА Новости, Андрей Коц. Легкий, неатомный, смертоносный - перспективный российский авианосец способен брать на борт новейшие боевые самолеты и совершать переходы со скоростью почти 30 узлов. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) уже готов к разработке аванпроекта, дело за малым - дождаться контракта с Минобороны. Об этом корабле, других проектах российских авианосцев и их зарубежных неатомных "одноклассниках" - в материале РИА Новости.

Мал, да удал

Как рассказал в интервью РИА Новости глава КГНЦ Павел Филиппов, водоизмещение нового корабля - порядка 40 тысяч тонн, общая стоимость проекта оценивается в 200 миллиардов рублей, время строительства с момента подписания договора до спуска на воду - пять лет.

Директор не озвучил название проекта, но, по всей видимости, речь идет о легком многоцелевом авианосце "Шторм-КМ", впервые представленном в виде макета на форуме "Армия-2018". Как рассказал тогда РИА Новости начальник сектора проектного отдела КГНЦ Алексей Лицис, корабль рассчитан на 46 летательных аппаратов. Приблизительный состав авиакрыла - 12-14 тяжелых истребителей Су-33, 12-14 легких МиГ-29К, четыре самолета дальнего радиолокационного дозора и 12-14 многоцелевых вертолетов Ка-27. В перспективе он сможет брать на борт военно-морскую модификацию истребителя пятого поколения Су-57 и новейшие беспилотники. Энергетическая установка - газотурбинная, мощностью 110 тысяч лошадиных сил. Автономность "Шторма-КМ" по запасам провизии - порядка двух месяцев, скорость хода - до 28 узлов.

Длина корабля, согласно проекту, - 304 метра, ширина - 78 метров, высота - 23 метра. Авианосец способен нести 600 тонн авиационного боезапаса и 2000 тонн топлива для своего авиакрыла. Взлет будет производиться двумя способами - с трамплина и посредством электромеханической катапульты. Интересное ноу-хау конструкции - отсутствие трубы. Выхлоп предполагается отводить вниз вдоль бортов, что снизит заметность корабля.

"Мы в кратчайшее время в случае обращения Минобороны готовы перейти к аванпроекту, - рассказал РИА Новости Павел Филиппов. - В его рамках нужно определиться, где, в каком месте мы могли бы начать строительство. А также по кругу кооперации: кто какими системами корабля займется. Кроме того, надо уточнить у заказчика, сколько и каких летательных аппаратов будет на борту. Мы пока рассчитываем на самолеты и вертолеты, стоящие сегодня на вооружении морской авиации ВМФ России".

Тяжелый вариант

Этот не единственный проект авианосца от КГНЦ. Напомним: еще в 2015-м публике представили макет тяжелого атомного авианосца проекта 23000 "Шторм". Сообщалось, что корабль предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне и способен наносить удары по наземным и морским целям как собственным вооружением, так и самолетами авиакрыла.

По имеющимся в открытых источниках данным, перспективный корабль во многом повторяет еще советский проект атомного авианосца "Ульяновск" - как внешне, так и по тактико-техническим характеристикам. По проекту его длина - 330 метров, ширина - 40 метров по ватерлинии, максимальная осадка - 11 метров. Водоизмещение не превышает 100 тысяч тонн. "Шторм" сможет находиться в плавании до 120 суток, развивать скорость в 30 узлов и нести до 90 самолетов и вертолетов. Важное ноу-хау - способность действовать в холодных широтах. Кроме того, именно на "Шторме" впервые установят электромагнитные катапульты, значительно упрощающие взлет.

Строительство головного корабля, по оценкам специалистов, займет от восьми до девяти лет, а обойдется все это в 350 миллиардов рублей - около шести миллиардов долларов по текущему курсу. Новейший американский авианосец "Джеральд Р. Форд" вдвое дороже.

Впрочем, перспективы тяжелого атомного авианосца остаются туманными. Опыта строительства столь больших боевых кораблей в России нет, а единственным надводным кораблем с атомной энергетической установкой остается тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", построенный еще в советское время. Вероятно, поэтому в КГНЦ решили сконцентрироваться на менее амбициозном проекте легкого авианосца с газотурбинной энергетической установкой (ГЭУ).

Зарубежный опыт

Подобные корабли есть в военно-морских силах целого ряда государств. В частности, в боевом составе ВМС Италии числится авианосец "Кавур" водоизмещением 28 тысяч тонн с четырьмя газотурбинными двигателями общей мощностью 118 тысяч лошадиных сил. Узкоспециализированным плавучим аэродромом его назвать сложно, так как он берет на борт всего восемь самолетов AV-8B Harrier II. В перспективе корабль перевооружат на американские F-35B.

Однако "Кавур" способен нести и 12 вертолетов различного назначения, а также десантные силы: 415 морских пехотинцев, до 100 единиц колесной техники, или 24 основных боевых танка, или 50 тяжелых боевых бронированных машин. На корабле можно развернуть штаб численностью до 145 человек. "Кавур" представляет собой универсальную боевую единицу, больше всего подходящую для экспедиционных операций: перебросить войска на театр военных действий, высадить их на берег, прикрыть десант авиацией.

Еще один авианосец с газотурбинной энергетической установкой - "Королева Елизавета" британских ВМС. Полное водоизмещение - 70 600 тонн, автономное плавание - около 300 суток. Корабль проходит ходовые испытания и должен вступить в боевой состав флота в 2020-м. Предполагается, что его авиакрыло составят 24-36 истребителей F-35B и 14 вертолетов. Кроме того, корабль возьмет на борт конвертопланы V-22 Osprey.

Атомные авианосцы - это корабли новейшего поколения, которые доступны только ведущим державам мира. Однако при этом в составе они практически не числятся. В чем же проблема? Почему Российская Федерация, которая по многим показателям лидирует в международной гонке вооружений, так сильно отстает в этом показателе? Ведь у Соединенных Штатов в наличии имеется уже довольно приличное количество таких кораблей. Где же атомные авианосцы России? Именно на этот вопрос вы и узнаете ответ в данной статье. Вы поймете, почему этот аспект гонки вооружений у Российской Федерации оказался таким слабым. Также вы узнаете о кораблях такого типа, которые производились на территории России, но по тем или иным причинам не оказались в составе ВМФ. Также вы сможете получить информацию о единственном авианосце, находящемся на службе в ВМФ, а также о том, планируются ли атомные авианосцы России в ближайшем будущем.

Естественно, конкретную информацию о подобных проектах получить нереально - на телевиденье ответственные лица могут говорить одно, на бумаге будет обозначено другое, а на деле может происходить вообще третье. Поэтому информация о будущем атомных авианосцев в России является исключительно предположительной.

Почему в России нет атомных авианосцев?

Атомные авианосцы России - это очень интересная тема, так как у одной из сильнейших держав в мире в военном плане практически полностью отсутствует большой и важный сегмент. Как это вышло? Вся проблема заключается в наследии, которое досталось Российской Федерации от Загвоздку можно найти при изучении военной политики СССР - дело в том, что государство полностью отказалось от производства авианосцев, даже не рассматривая их как концепцию несущих авиационную мощь кораблей.

Уже во времена Советского Союза начал закладываться фундамент неравнозначности этого аспекта в будущей России в сравнении, например, с Соединенными Штатами. Как итог - у Российской Федерации в начале ее существования не было авианосцев и никаких планов и программ на их изготовление, новое тысячелетие страна встретила в точно таком же положении, да и на сегодняшний день о том, когда появятся атомные авианосцы России, пока только ходят слухи и разговоры.

Попытка начала производства

Нельзя сказать, что Советский Союз даже не пытался. В начале семидесятых годов СССР на самом деле запланировал строительство первого полноценного атомного авианосца, который мог бы положить начало набору настоящего атомного флота. Был уже даже создан проект, получивший рабочее название "1160". Целью этого проекта было создание к 1986 году целых трех полноценных атомных авианосцев, которые могли бы давать катапультный взлет одним из самых эффективных советских самолетов Су-27 К. Однако, к сожалению, плану не суждено было быть реализованным, так как на тот момент СССР концентрировался на создании тяжелых авианесущих крейсеров, которые нельзя назвать полноценными атомными авианосцами по множеству причин. И именно тогда поступило предложение о создании новейшего тяжелого авианесущего крейсера с вертикальным взлетом. Вот тогда-то проект "1160" был свернут, а первый атомный авианосец отечественного происхождения так и не появился на свет.

К слову, проект авианесущего крейсера, которым был заменен проект "1160", потерпел полнейшее поражение. В 1991 году он был завершен, начали проводиться пробные запуски, которые в итоге привели к тому, что один из самолетов упал прямо на палубу крейсера и там и сгорел. К 1992 году проект был свернут, и Советский Союз остался как без атомных авианосцев, так и без крейсеров с системой вертикального пуска, а Российская Федерация, появившаяся годом позже, - без какого-либо багажа в области разработки атомных авианосцев.

Что есть сейчас?

Когда речь идет про атомные авианосцы России, классификация играет очень большую роль. Дело в том, что как таковых атомных авианосцев в стране нет вообще. И они никогда не создавались ни в России, ни до того, в Советском Союзе. Но если отбросить дотошность, тогда к авианосцам можно отнести тяжелые авианесущие крейсеры, о которых уже писалось ранее. И тогда можно проследить историю того, как появлялись те крейсеры, которые функционировали уже в России.

Первыми были крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Они были спущены на воду в семидесятые годы, а списаны вместе в 1993 году. Первый простоял без дела десять лет, пока не был отправлен в Китай, где стал экспонатом тематического музея. Второй уже через два года после списывания был продан в Южную Корею, где его хотели разобрать для получения металла, но затем был перепродан в Китай, где, так же как и предыдущий, попал в тематический музей. Третьему повезло меньше всего - он был продан в Корею на разборку, но его уже никто не выкупил, поэтому крейсер так и был разобран на детали.

Что касается более современных моделей, то здесь стоит обратить внимание на авианесущий крейсер «Варяг», который был спущен на воду в 1988 году. Однако после распада Советского Союза он достался Украине, которая продала его в Китай, где его усовершенствовали, завершили и подготовили к использованию. В итоге он функционирует и по сей день под названием «Ляонин». Еще один крейсер, который действует до сих пор, - это «Адмирал Горшков», который функционировал до 2004 года, после чего был продан в Индию, где был реконструирован, переделан под классический атомный авианосец и до сих пор находится на вооружении ВМФ Индии. Есть еще один авианесущий крейсер под названием «Ульяновск», который мог бы действовать в Российской Федерации - он был заложен относительно недавно, в 1998 году, и планировалось, что он будет завершен к 1995 году. При этом он бы до сих пор мог спокойно служить в ВМФ России, однако проект был свернут еще до его завершения, а то, что было уже собрано, разобрали обратно на металл. Вот так и не попали на вооружение ВМФ первые атомные авианосцы России.

«Адмирал Кузнецов»

Но все ли это атомные авианосцы России? Обзор на этом не заканчивается, потому что необходимо еще взглянуть на один экземпляр, который единственный остается сейчас на плаву и в составе ВМФ. Что это за корабль? Это атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов» - единственный корабль в ВМФ России, который можно классифицировать как авианесущий. Однако при этом атомным авианосцем его можно назвать только условно, так как он, как и предыдущие модели, является ТАВКРом, то есть Как и все другие авианесущие корабли, он был построен на советском Черниговском судостроительном заводе. Заложен этот корабль был в 1985 году, а в 1988 году был уже спущен на воду - с тех пор он функционирует и успел послужить как Советскому Союзу, так и Российской Федерации. Свое название он получил только после распада СССР, до этого он имел несколько различных имен. Изначально ему было дано название «Рига», затем он был переименован в «Леонида Брежнева», после этого стал «Тбилиси», и только потом появился на свет атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов». Что же это за корабль, который на сегодняшний день является единственным во всем России?

Технические характеристики корабля

Как вы видите, не имеются в большом количестве в наличии у ВМФ атомные авианосцы России. Технические характеристики единственного тяжелого авианесущего крейсера, однако, могут вызвать интерес. Итак, это корабль с довольно внушительным водоизмещением - более шестидесяти тысяч тонн. Его длина составляет 306 метров, ширина - семьдесят метров, а высота в наибольшей точке - 65 метров. Осадка корабля может составлять от восьми до десяти метров, при максимальном водоизмещении она достигает 10,4 метра. Бронирование этого корабля выполнено из катаной стали, организовано дублирование корпуса дополнительными отсеками. От вражеских торпед корабль защищает 4,5-метровая трехслойная защита - броневой слой способен перенести попадание с зарядом 400 килограмм тротила. Что касается двигателей, то здесь стоит обратить внимание, что использовалась четырехвальная котлотурбинная технология, которая не применяется на полноценных атомных авианосцах. Однако если же говорить о сухих технических характеристиках, то четыре паротурбины дают в сумме 200 тысяч лошадиных сил, турбогенераторы производят 13 с половиной тысяч киловатт, а дизель-генераторы - еще девять тысяч киловатт. Также стоит отметить движитель, который состоит из четырех пятилопастных винтов. Что все это дает в сумме? В сумме получается максимальная скорость 29 узлов, то есть 54 километра в час. Также стоит отметить боевую экономическую и экономическую скорости - первая составляет 18 узлов, а вторая - 14.

Сколько же может проплыть этот корабль без дозаправки? Дальность хода, естественно, зависит от скорости: при максимальной скорости дальность составляет 3850 морских миль, при боевой экономической скорости - чуть больше семи с половиной тысяч морских миль, а при экономической скорости - почти восемь с половиной тысяч морских миль. Независимо от пройденной дистанции считается также и автономность плавания, которая в случае с этим кораблем составляет сорок пять суток. Экипаж такого корабля насчитывает немногим менее двух тысяч человек. Это результат, который могли бы спокойно превзойти современные атомные авианосцы России. Характеристики ведь были заложены около тридцати лет назад, поэтому здесь нечему удивляться. Однако это еще не все, что вы можете узнать о единственном атомном авианосце, находящемся на сегодняшний день в составе ВМФ России.

Вооружение

Учитывая тот факт, что этот корабль является боевым, у него на борту имеется большой набор разнообразного вооружения, именно о нем сейчас и пойдет речь. «Адмирал Кузнецов» может похвастаться навигационной системой «Бейсур», которая позволяет вести максимально прицельный огонь. Прежде чем рассматривать непосредственно орудия, стоит взглянуть также и на радиолокационные приспособления - их на корабле достаточно. На борту имеется семь различных РЛС общего обнаружения, а также две станции управления авиацией. Также стоит обратить внимание на радиоэлектронику - на борту имеется боевая информационно-управляющая система «Лесоруб», комплекс связи «Буран-2» и многое другое.

Что ж, теперь уже можно обратить внимание именно на вооружение - в первую очередь стоит отметить шесть зенитных артиллерийских установок, рассчитанных на 48 тысяч снарядов. Из ракетного вооружения на борту корабля имеются 12 пусковых установок «Гранит», 4 зенитно-ракетных комплекса «Кортик» и четыре пусковые установки «Кинжал». Есть у корабля и способ атаки или защиты против подводных лодок - это два реактивных комплекса, рассчитанных на шестьдесят бомб.

Авиационная группа

Отдельно стоит взглянуть на авианесущую составляющую технических характеристик. «Адмирал Кузнецов» рассчитан на пятьдесят самолетов, которые можно было бы перевозить на борту. Более того, предполагалось, что там будут присутствовать также и вертолеты. Однако на деле все оказалось немного иначе, и на сегодняшний день данный корабль служит базой всего для тридцати самолетов, большую часть которых составляют Су-33 и Миг-29К.

Планы на будущее

Но что же дальше? Появится ли новый атомный авианосец России? Или же еще долгое время «Адмирал Кузнецов» будет оставаться единственным представителем? Еще десять лет назад россияне возлагали надежды на грядущий пересмотр указа, который состоялся в 2009 году. Как и при распаде Советского Союза и образовании Российской Федерации, так и десять лет назад у правительства не было вообще никаких планов на данный сегмент военного рынка. В то же время главный конкурент, спускал на воду уже десятый полноценный атомный авианосец. Но что же произошло в 2009 году? Был расписан план уже до 2020 года, и атомных авианосцев там по-прежнему не значилось. Так что новый атомный авианосец России пока что не появился даже на бумаге - существует он пока только на словах, да и то в прессе, а не в заявлениях официальных уполномоченных лиц.

Прототипы

На самом деле работы над проектированием авианосцев уже ведутся, однако ВМФ России получит атомный авианосец нового поколения еще очень нескоро. Уж точно не в 2020 году. В некоторых случаях источники сообщают, что над авианосцами для России ведут работы другие страны, но чаще всего мелькает сообщение с изображением проекта того, как будут выглядеть атомные авианосцы России. Фото демонстрирует который смог бы нести на себе огромное количество самолетов за счет отказа от громоздкой основной конструкции и замены ее на небольшие вышки управления.

Поручение Медведева

Однако надежды людей были возрождены в 2015 году, когда Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны заняться разработкой плана внедрения атомных авианосцев. Это будет далеко не самая простая задача по той причине, которую вы уже знаете - полноценные корабли такого типа на территории Российской Федерации и даже бывшего Советского Союза никогда не строились. Атомный авианосец - это не одно и то же, что тяжелый авианесущий крейсер, поэтому и технологии придется использовать совершенно другие. Однако, так или иначе, самые оптимистичные прогнозы сообщают, что к 2020 году может быть предложен план создания первых атомных авианосцев, предназначенных для российского ВМФ.

Проект перспективного авианосца предусматривает наличие у него трамплинного и катапультного старта самолетов. На авианосце предусмотрены подъемники для самолетов как вертикального, так и качельного типа, что существенно экономит занимаемые ими площади на корабле.

Перспективный авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты.

Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

Первое, что бросается в глаза - это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца.

Вместо массивной "островной" надстройки, - вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и должно снизить радиозаметность корабля в море.

Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина - большой и поменьше, и, соответственно - два направления взлета. На корме и в носовой части авианосца закреплены самолеты и вертолеты - как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем имеется на палубе единственного стоящего на вооружении ВМФ РФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, основное требование к разработчикам в том, что этот корабль должен обладать широкими возможностями «как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил».

По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина - 40, осадка - 11, скорость - до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске , поскольку «Севмаш» - единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса.

Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов.

На макете видны модели самолетов, которые планируется разместить на авианосце: палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.

Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов.

Отмечается, что габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире.

На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм с использвание трамплинов и катапульты.

Тот факт, что на корабле планируется разместить ракетное и радиоэлектронное вооружение - одна из главных его особенностей.

Дело в том, что в советском и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы.

Сообщается, что на вооружении авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27.

В то же время, под взлетной палубой крейсера, в отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки.

Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» - всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630.

Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается классическим авианосцем. Однако по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов » наиболее универсальным морским оружием. Такой корабль одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, так и в локальных конфликтах.

Тем не менее, как считает бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, "Авианосец никогда не будет в море один, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером".

Пока что прорабаотываются две версии перспективного авианосца: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн и он сможет нести до 70 летательных аппаратов. Если он будет неатомный, то 55-65 тыс. тонн и до 55 самолетов.

В неатомном исполнении корабль может быть предназначен для экспорта. В атомном - для российского флота.

В настоящее время реализуется программа глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у ВМФ РФ четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий».

Эти корабли специально создавались для охраны и сопровождения авианесущих крейсеров, чтобы вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей.

Для взаимодействия в составе группировки таких кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», но закончить его строительство не успели, и корабль был пущен на металлолом.

Однако решение о ремонте и модернизации «Орланов» показывает, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году туда отправится и крейсер «Петр Великий ». Возможно, что к этому моменту будет принято окончательное решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док стоимостью около $500 млн, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев.

В 2016 г. году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. Все это говорит, что флот готовится к приходу новых авианосцев.

Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО .

В январе сообщалось, что в 2018 году начнется строительство нового универсального десантного корабля, в 2030 году ожидается появление атомного авианесущего крейсера.

Госпрограмма вооружения до 2020 года строительство авианосца не предполагает. Заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук заявлял, что новый российский авианосец войдет в состав ВМФ после 2030 года.

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» ближайшие три года не сможет выходить в море. На прошедших выходных он встал в док на ремонт. Это событие делает еще более актуальным обсуждение того, какой именно корабль мог бы прийти «Кузнецову» на смену. Удивительно, что крайне нелепую идею по этому поводу озвучил авторитетный научный центр.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» будет серьезно отремонтирован и модернизирован. 15-16 сентября состоялась постановка корабля в большой плавучий док в Росляково. Ближайшие три года «Кузнецов» проведет в ремонте, после чего, как заявляется, сможет служить еще как минимум двадцать лет.

Однако дискуссия о том, какой корабль придет «Кузнецову» на смену, все более обостряется. И одной из самых острых сторон этой дискуссии стало обсуждение того, нужны ли России так называемые легкие авианосцы - подобные «Кузнецову», но с меньшим водоизмещением и меньшей авиагруппой.

«Флот считает, что с точки зрения экономического соотношения «цена-качество» лёгкие авианосцы для России строить нецелесообразно. Предпочтительнее строить авианосцы водоизмещением порядка 70 тыс. тонн, которые позволяют нести на борту большее количество летательных аппаратов».

Три месяца спустя его коллега, начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников сообщил о ведущихся проработках авианосца с атомной энергетической установкой:

«Да, это дорого, но корабль должен быть современным, выполнять соответствующие задачи, и в ближайшее время такое решение будет принято». При этом ранее сообщалось об утверждении военным ведомством эскизного проекта перспективного эсминца пр. 23560 (шифр «Лидер») с ядерной энергетической установкой.

Другими словами, казалось бы - флот уже определился с тем, что он хотел бы иметь в своём составе: тяжёлые атомные авианосцы и атомные эсминцы.

Однако, оказывается, не все так просто.

Явление альтернативы

Известно, что на предыдущем международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2017» Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) планировал презентовать свой очередной концепт-проект - лёгкий авианосец (АВЛ) «Шторм-КМ». Но, хотя модель корабля была уже готова, дело ограничилось передачей документов тогдашнему замминистра обороны Юрию Борисову . Внятной реакции заказчика не последовало.

Долгое время концепт был известен лишь по скриншоту с экрана монитора и по фрагментам ТТХ: водоизмещение (непонятно какое) 30-40 тыс. тонн, количество летательных аппаратов (ЛА) на борту 40-50. На снимке можно было видеть странный объект с очень широкой полётной палубой, островом на левом (!) борту и центральными (не бортовыми) самолётоподъёмниками.

В начале августа новый глава Невского ПКБ , спроектировавшего все наши авианосцы, Сергей Орлов (бывший главный бухгалтер Объединённой судостроительной корпорации) похвалил работу крыловцев (что само по себе странно, поскольку хвалить конкурентов не комильфо): «Они являются сторонниками постройки нескольких небольших авианосцев. Я с этой мыслью, в принципе, согласен. Новые корабли должны быть похожи на „Адмирала Кузнецова“, но поменьше размером. Крыловцы делают даже не аванпроекты, а концептпроекты, и очень неплохие».

Как оказалось, это была артподготовка перед решающим штурмом - 21 августа мир увидел модель «Шторм-КМ» на стенде Крыловского центра на МВТФ «Армия-2018».

Странные ТТХ

На «Армии-2018» полное водоизмещение АВЛ КГНЦ подросло до 44 000 тонн (нормальное - до 40 500, стандартное - до 37 000 тонн).

Коэффициент общей полноты Kоп (визитная карточка любого корабля), равный отношению объёма погруженной части корпуса (нормальному водоизмещению, разделённому на расчётную плотность морской воды) к параллелепипеду, образованному длиной, шириной и средней осадкой по конструктивной ватерлинии (КВЛ), которые по ГОСТу соответствуют тому же нормальному водоизмещению, у «Шторма-КМ» соответствуют эсминцу с вытянутыми и заострёнными обводами (0,47). В то время как у гидродинамически совершенного, но достаточно полного «Адмирала Кузнецова» он равен 0,64 (при адекватном Kоп полное водоизмещение творения КГНЦ было бы близко к кузнецовскому). Отношение длины к ширине (коэффициент L/B, характеризующий ходкость, при этом слишком мал (6,84 против 8,08), ширины к осадке (B/T, остойчивость) слишком велик (4,47 против 3,72).

Если бы авианосец проектировали в кружке юных судомоделистов, подобную несуразицу можно было бы понять и простить, но в данном случае мы имеем дело с учёными мужами.

При мысли о классификации нового концепта Крыловского центра вспоминается 42500-тонный французский авианосец «Шарль де Голль», который никому и в голову не приходит классифицировать как лёгкий. К лёгким авианосцам с полным правом можно отнести списанные британские «Инвинсиблы» или испанский «Принсипе де Астуриас» полным водоизмещением порядка 20 000 тонн. «Де Голль» же, как и «Кузнецов» со «Штормом-КМ» однозначно относятся к авианосцам среднего класса (40-60 тыс. тонн).

И классификация, и заниженный коэффициент общей полноты детища КГНЦ воспринимаются как попытка ввести общественность и заказчика в заблуждение.

Шаг назад

В своём поступательном развитии в строительстве авианосцев (АВ) наша страна вынужденно остановилась на проекте 11437 полным водоизмещением 75 000 тонн с 70 летательными аппаратами на борту и атомной энергетической установкой. Сейчас, когда обстоятельства вынуждают, а возможности позволяют продолжить строительство АВ, было бы логично начать с похожего проекта.

Однако, так называемая флотская наука («так называемая» относится только к пресловутому отделу перспективного проектирования КГНЦ, плодящему уродцев) в силу одной ей понятных причин пытается повернуть колесо истории вспять и склонить заказчика к строительству ущербных боевых единиц.

Ущербность эта, прежде всего, выражается в составе авиагруппы. 46 летательных аппаратов (ЛА), как обещают крыловцы, в указанное ими водоизмещение втиснуть не получится. Достаточно сказать, что такое количество самолётов и вертолётов оценочно может принять «Кузнецов», который на треть больше. Помочь тут в состоянии только размещение дополнительных ЛА на огромной полётной палубе «Шторма-КМ» (вероятно, для того и задуманной), но для наших северных широт это не вариант - новому российскому авианосцу необходим вместительный ангар. Самолёто/вертолётовместимость крыловского АВЛ можно оценить по условной норме, озвученной бывшим гендиректором Невского ПКБ Сергеем Власовым : «на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещён один ЛА» - 37-40 ЛА.

37-40 ЛА - это две трёхзвенных (2х12) эскадрильи истребителей-бомбардировщиков, 4 самолёта радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) и 9-12 вертолётов различного назначения. По причине того, что одна истребительная эскадрилья при любых обстоятельствах должна обеспечивать дальнее авиационное прикрытие корабельной авианосной группы (КАГ), на лёгком авианосце остаётся всего-навсего одна ударная эскадрилья (12 ЛА), пригодная для действий по морским или береговым целям. 75000-тонный авианосец может принять втрое больше ударных эскадрилий, и это лучше всего свидетельствует о несостоятельности концепции КГНЦ.

Во-вторых, из-за недостаточной мощности главной энергетической установки (ГЭУ) и, как следствие, электроэнергетической установки (ЭЭУ), на АВЛ не получится разместить электромагнитные катапульты (время перезарядки накопителей энергии для запуска ЛА будет слишком велико). А перспективный авианосец без такой катапульты автоматически попадает в разряд неполноценных. Чтобы хоть как-то компенсировать указанный недостаток, специалисты КГНЦ предлагают установить на своём концепте электромеханическую катапульту (судя по всему, для запуска БПЛА).

Кроме того, вызывают недоумение самолётоподъёмники, расположенные по центру полётной палубы (в диаметральной плоскости), а не бортовые - пережиток прошлого, уменьшающий полезную площадь ангара и не позволяющий поднимать и опускать самолёты, габариты которых превышают размеры лифта.

Наконец, почему газотурбинная ГЭУ? Ведь уже утверждён эскизный проект эсминца с атомной энергетической установкой, а в 2019-2020 годах планируется начать и в 2022-м закончить его техническое проектирование. Атомный эсминец охранения и газотурбинный авианосец!

В целом складывается впечатление, что КГНЦ гребёт против течения.

Почему Россия не может размениваться по мелочам

Во-первых, у России нет возможности тратить на оборону слишком много денег. Поэтому при выборе столь затратного образца военной техники мы должны быть уверены, что он даст нам гарантированные преимущества перед зарубежными аналогами. «Лёгкий» авианосец таких гарантий дать не может. Любой наш боевой корабль должен быть минимум вдвое мощнее американского, поскольку превзойти потенциального противника количественно мы не сможем.

Новый российский авианосец может тягаться на равных с двумя американскими только благодаря своей авиагруппе. Американцы самонадеянно сами дали нам фору в области палубной авиации, полагая, что после разрухи 1990-х они могут более не опасаться нашего военного флота. Основу авиакрыльев их авианосцев в настоящее время составляют истребители-бомбардировщики F/A-18E/F «Супер Хорнет», выросшие из лёгких машин F/A-18A/B, конкурентом которых в своё время был прототип F-16 - аналог нашего МиГ-29. В дальнейшем две из четырёх ударных эскадрилий всех авианосцев ВМС США планируется перевооружить на однодвигательные F-35C.

Сложившаяся ситуация даёт нам возможность превзойти противника на море (точнее, в воздухе над морем, что почти одно и то же), посадив на новые авианосцы "оморяченные" Су-57, а потом планомерно доводя их до полного совершенства. Однако АВЛ КГНЦ не позволяет разместить на нём более одной эскадрильи тяжёлых истребителей, которые, как уже было сказано выше, будут заняты только дальним авиационным прикрытием КАГ, что сведёт на нет наше преимущество. В то же время, 75000-тонные авианосцы с четырьмя эскадрильями Су-57 на долгое время станут настоящими властелинами океана, утерев нос заносчивым (исключительным) американцам.

Во-вторых, на сегодняшний день у России вообще нет подходящих построечных мест для авианосцев. Некоторое время спустя их можно будет строить в цехе №55 Севмаша (после завершения серии «Ясеней» и частично «Бореев-А») и в судостроительном комплексе (ССК) "Звезда" на Дальнем Востоке. В конце прошлого года один из сотрудников КГНЦ высказался в том духе, что «концепция АВЛ станет дополнением к нашему авианосцу „Шторм“ [монстру водоизмещением 95-100 тыс. тонн], лёгкий авианосец дешевле и быстрее в постройке».

Плохая идея. У нас нет ни времени, ни средств, ни производственных мощностей, чтобы сначала строить лёгкие, а потом тяжёлые авианосцы.

Нам вообще давно пора всерьёз задуматься об унификации в кораблестроении и перейти к работе по принципу "один класс - один проект".

В-третьих, предлагая маломерный авианосец, специалисты КГНЦ совершенно не принимают в расчёт престиж страны, которую он будет представлять в Мировом океане. Они хотят, чтобы на нас посматривали свысока не только американцы, но и бритты, а некоторое время спустя - ещё и китайцы с индусами? Государство, основой военного флота которого являются лёгкие (облегчённые) авианосцы, не достойно зваться великой морской державой.