Основные направления досуговой деятельности. Социальная природа досуга. Основные направления и методики организации досуговой деятельности Направления кдд

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Развитие культурно-досуговой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговую деятельность. Современная теория и практика этой деятельности обобщает в себе весь накопленный раннее опыт и анализ сегодняшнего состояния.

Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.

Основы культурно-досуговой деятельности - важнейший из базовых курсов в период обучения специалистов в области социального и культурного сервиса. Владеть ее основами необходимо специалистам-организаторам презентаций, вечеров и приемов.

Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры.

С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

культурная досуговая деятельность свободное время

1. Содержание и сущность досуга

Неотъемлемым компонентом образа жизни является досуг, который в условиях современного российского общества привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла.

Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания.

Досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых.

Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.

Содержание досуга в РФ становятся важнейшим направлением в работе государственных и общественных структур федерального, регионального и муниципального уровня. Об этом свидетельствуют осуществляемые в настоящее время национальные программы в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилья и т.д.

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом.

В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера досуга - значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в ней заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.

Существовавший на протяжении всего двадцатого столетия упрощенный подход к понятию "досуг", отождествление его с рекреацией, устойчивые представления о том, что досуг - это второстепенный элемент образа жизни, он вторичен по отношению к работе, учебе, что время досуга молодое поколение проводит в асоциальных компаниях, все это привело к тому, что возникла потребность теоретического осмысления проблем досуга и реальная практическая необходимость в социологическом исследовании досуга как значимой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи, значительная часть которой проживает в провинциальных городах нечерноземного центра России.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение.

2. Понятие и важнейшие направления современной досуговой деятельности

Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он - герой нашего времени" и т.д.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.

Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты ("мисс-лето", "джентльмен-шоу"), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной.

В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития, как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества.

3. Анализ основных компонентов культурно-досуговой деятельности

Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:

1) Основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятельно-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами выступают многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;

2) Организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

руководящий состав профессиональных организаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и В целом социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации - представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией - артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио - и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;

высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

рядовые исполнители и производители услуг в области досуга - работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь "в тени", эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники и др.;

представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):

учреждения федеральной собственности;

учреждения субъектов РФ;

учреждения муниципальной собственности;

организации частной собственности физических или юридических лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);

оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);

осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;

отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения.

некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. - общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации - в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени.

У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.

Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования.

Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Заключение

Итак, культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической.

Досуг рассматривается как особый предмет исследования в общей структуре деятельности личности, который имеет социальные функции, типы, может принимать различные формы. Досуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для позитивно-ориентированного мотивационного выбора личности предметной деятельности

В современных динамичных социокультурных условиях изучение культурно-досуговой деятельности показывает, что от какого бы опыта не исходили конкретные понятия, отражающие совокупность политических, национальных и экономических событий, воплотивших в себе думы и чаяния народа, реализуются они в практическом действии - духовно определенном, культурно-исторически подготовленном и мотивированном.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Культурно-досуговая деятельность, которая является одним из элементов духовной жизни общества, содержит все признаки культурно-творческой деятельности. Причем в данном случае не имеет значения, результат какого уровня профессионализма и общественной значимости достигается.

Постоянное изменение и внедрение инноваций в индустрии досуга позволит культурно-досуговой деятельности создать условия для раскрытия сущностных сил личности в следующем тысячелетии.

Список использованной литературы

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. // Теория и практика организации. - М., 2011.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: 2009.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - М.: "Профиздат". - 2005.

4. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. - М.: 2004.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: 2010.

6. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. - М.: 2006.

7. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. // Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. - М.: "МГУКИ", 2005.

8. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 07.03.2009

    Рассмотрение субъектов культурно-досуговой деятельности и форм государственного регулирования. Изучение особенностей организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Характеристика культурной среды агрогородка Новые Максимовичи.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2015

    Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности, ее основные функции и субъекты. Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурной-просветительной деятельности. Формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

    реферат , добавлен 26.08.2010

    Историко-педагогический аспект развития культурно-досуговой деятельности и характеристика ее функционального многообразия. Основные направления и виды деятельности учреждений культуры. Режиссура как основной метод социально-педагогического воздействия.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Особенности развития культуры России в условиях экономико-политической трансформации. Понятие и сущность эксклюзивных культурно-досуговых программ. Функции и значение активного отдыха. Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2010

    Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Задачи и миссия библиотек, занимающихся обслуживанием детей. Подготовка специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности для них. Статус детских библиотек на рынке услуг по организации досуга. Проблема их конкуренции с другими учреждениями КДД.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков. Формирование у молодежи культуры общения. Развитие творческого потенциала подростков. Формирование у молодого поколения осознанной необходимости в здоровом образе жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Изучение теоретической сущности формы культурно-досуговой деятельности в России в XIX - начало XX века. Рассмотрение посиделок и бесед, как форм культурно-досуговой деятельности. Анализ программы посиделок и бесед из истории исследуемого предприятия.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2019

    Изучение сущности культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение особенностей культурно-досуговых программ. Анализ роли художественно-документальных произведений в данной системе. Оценка выразительных средств театральной драматургии в сценарии программ.

Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В силу ряда причин современные подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.

На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей .

Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Ежедневно показ сцен жестокости и насилия - нравственный беспредел. Убийства, насилия, грабежи, смерть – не сходит с экранов. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. . Мощным орудием воздействия на подростка выступает компьютер. Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. Многочасовая бессмысленная погоня за "условным противником", "уничтожение врага" нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: "Убей всё, что движется" как некое руководство к действию в реальной жизни.

По утверждению психологов, зачастую компьютерные игры такой категории становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они становятся агрессивнее. Считается, что более всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции (так называемые "войнушки", "стрелялки"). Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения .

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Грамотная организация досуговой занятости, просвещение средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива подростковой преступности, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике асоциальных процессов .

Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.

Основными направлениями в организации досуга подростков могут стать привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы любительского художественного творчества и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо "нельзя" (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить "можно" - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение .

Самой популярной и востребованной формой организации подросткового досуга по-прежнему остаётся дискотека. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет подросткам реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя аудитория с широким кругом ориентации и требований.

Востребованной остается такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории, праздничная ситуация, развлечение, театрализация, игровая ситуация, понятная и близкая тема, понимание глубины содержания и затем активного участия-творчества, использование информационно-логических и эмоционально-образных моментов, строгая композиционная последовательность, связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека, документальная основа, местный материал, присутствие реального героя .

Таким образом, сложившаяся в настоящее время тенденция культурно - досуговой деятельности ставит перед собой основную цель - духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

    Творчество.

    Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие "досуг"" связано с достижением , способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, "при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности . Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

1.1. Общие положения.

В рамках музыкального воспитания дошкольников развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе культурно-досуговой деятельности и в повседневной жизни. Каждому виду музыкальной деятельности посвящена в «Программе» отдельная глава. Роль педагога в каждом виде музыкальной деятельности детей представлена в таблице 1.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Именно поэтому в «Программе» культурно-досуговая деятельность выделена в отдельный раздел. Интересная, разнообразная досуговая деятельность позволяет детям восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.

Досуговая деятельность в «Программе» рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, и осуществляется в процессе развлечений, праздников, а так же самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это должно обеспечивать детям возможность совершенствования способностей и умений в деятельности, носящей развивающий характер. Такой подход опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и творческого развития.
1.2. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности.

В каждой возрастной группе культурно-досуговая деятельность имеет свои цели и задачи. Многие из них одинаковы для каждого возраста. Это:


  1. Создание эмоционально-положительного климата в группе и детском саду.

  2. Обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности.

  3. Привлечение детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

  4. Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников.

  5. Формирование потребности к творчеству.

  6. Воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

  7. Осуществлять патриотическое воспитание.

  8. Воспитывать нравственные начала.

  9. Приобщать к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства.

  10. Привлечение детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно- предметную среду.
Как видно, нигде не прописаны цели и задачи вроде «Удовлетворение потребности взрослых в зрелищных мероприятиях», или «Обучение детей профессиональному актерскому мастерству».

Исходя из общих целей и задач, необходимо планировать и осуществлять культурно-досуговую деятельность в каждой возрастной группе, добавляя в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей новые виды деятельности и формы проведения досуга. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности в каждой возрастной группе см. в таблицах 2 и 3.
1.3. Виды культурно-досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом:


  1. Отдых

  2. Развлечения

  3. Праздники

  4. Самостоятельная художественно-музыкальная деятельность

  5. Творчество

  6. Самообразование
По сложившимся издавна в практике детского сада традиционным взглядам почему-то делается акцент на проведение праздников и развлечений, проводимых музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре. При такой постановке работы весь коллектив занят подготовкой утренников, детей нагружают бесконечными репетициями, а взрослые испытывают эмоциональный дискомфорт от боязни хоть на немного отклониться от сценария. При этом забывают, что культурно-досуговая работа должна организовываться ежедневно, и все мероприятия должны проходить непринужденно, доставляя удовольствие и детям, и воспитателям. В «Программе» указывается, и неоднократно подчеркивается то, что праздники и развлечения, проводимые музыкальным руководителем, являются неотъемлемой, но не основной частью культурно-досуговой деятельности. Участие музыкального руководителя в той или иной степени всегда присутствует в организации досуга детей. Музыкальный руководитель готовит сценарий, музыкальную программу праздника, подбирает музыку к спектаклям, инсценировкам, моментам отдыха. Но не стоит забывать, что основная нагрузка, руководство и организация отдыха, самостоятельной деятельности, развлечений должны лежать на воспитателе группы. А принимают активное участие в организации культурно-досуговой деятельности все сотрудники детского сада и родители. Именно от степени взаимопонимания взрослых, их слаженной работы зависит успешное осуществление культурно-досуговой деятельности для детей группы.
2. ОТДЫХ.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Поэтому так необходимо учить ребенка распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой,
физкультурой, работу на участке, подвижные игры, и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха:


  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

  • Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив и прополка растений, уборка группового помещения, работа в уголке живой природы.

  • Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде, скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон, и т.д.

  • Игры со снегом, песком и водой.

  • Прогулки.

  • Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

  • Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками, и другими материалами.

  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке

  • Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

  • Чтение книг.

  • Просмотр по желанию детей мультфильмов, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

  1. РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

3.1. Виды развлечений

Развлечения носят компенсационный характер, возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатлениями и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, театральным, и др., пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности. Развиваются положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль играют развлечения в формировании и развитии художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на театральных представлениях, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательно планировать, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, кто участвовать в спектакле, и т.д.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида развлечений. Они различаются по степени активности участия детей.


  1. Дети являются только слушателями или зрителями.

  2. Дети - непосредственные участники.

  3. Участниками развлечения являются и взрослые, и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:

  1. Театрализованные (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, фланелеграф, театр картинок, и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

  2. Познавательные: КВНы, викторины, на темы жизни и творчества композиторов, поэтов, писателей и художников; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

  3. Спортивные: игры, эстафеты, подвижные игры, соревнования, эстафеты.

  4. Музыкально-литературные концерты.

  5. Забавы: загадки, фокусы, шутки, шарады, загадки, аттракционы, различные сюрпризные моменты.

3.2. Время проведения развлечений.

При определении времени развлечений следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети должны обязательно гулять во второй половине дня. А зимой световой день короче, и если развлечение проводить, как это принято, после полдника, то дети пойдут на прогулку, когда на улице темно, что снижает ценность прогулки. В осенне-зимний период развлечения лучше проводить перед полдником, а в весенне-летний период – можно и после полдника, при этом они могут быть более эмоциональными.

Длительность ежедневных развлечений – не более 5-10 минут. Это могут быть веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, фокусы, импровизированные моменты из жизни ребят в детском саду, или по литературным произведениям. Эти развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно поводить в любое время, утром и после сна, когда это требуется для создания положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение длительностью до 35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой. Это могут быть спектакли, концерты, тематические вечера, викторины, спортивные развлечения, праздники народного календаря, и др.


    1. 3.3. Забавы
Это короткие развлечения, призванные создать радостные чувства, поднять настроение и жизненный тонус, пробудить интерес к занятиям той или иной деятельностью, переключить внимание детей с одной деятельности на другую. К ним относятся шутки, фокусы, аттракционы, загадки, различные сюрпризные моменты.

Фокусы вызывают у детей живой интерес, с ними связано что-то загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и манипуляциях. Профессиональные иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальной аппаратурой, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам педагоги, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, которые не требуют особого умения, и сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином с водой, щеткой, шнурком, и т.п.). Успех во многом зависит от умения педагога интересно объяснить и преподнести эти фокусы детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать и в перерывах между играми, на праздничных утренниках, развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не стоит приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми, чтобы потом рассказать их малышам. Это научит маленьких детей понимать шутки, и шутить самими, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это отгадывание слов по частям (обычно по слогам). Прежде, чем отгадывать шарады, нужно объяснить детям технику их отгадывания. Например: первый слог – нота (фа), второй слог –нота тоже (соль), а в целом – на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют память и воображение, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, характерных для явления или предмета, которые нужно отгадать. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку, и тогда процесс отгадывания будет более осмысленным.Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения. Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а так же от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всей группой, так и с подгруппой детей.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды) детей были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей. После окончания соревнования нужно обязательно поощрить победителей морально (положительная оценка педагога и детей) и материально (медалька, вымпел за умение побеждать).

Сюрпризы. Это веселые и неожиданные моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризы создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, праздники и развлечения, в прогулки и повседневную жизнь детского сада.
^ 3.4. Театрализованная деятельность.

Изучение практики работы детского сада показало, что любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Для таких представлений необходимо иметь в театральном уголке группы разнообразные виды театров. Работа с детьми по театрализованной деятельности разнообразна и интересна. По этой теме в методическом кабинете нашего ДОУ имеется множество литературы, где описаны методика, перспективное планирование, технология изготовления кукол, и др. Воспитателями в группе может проводиться большая и увлекательная работа по подготовке спектаклей, которые можно потом показать и детям из другой группы, и родителям. Каждый ребенок принимает посильное участие в подготовке театрализованных представлений: или исполняет роль, или готовит пригласительные билеты, или помогает воспитателю (в данном случае – выступающему в роли режиссера) в проведении представления. Привлечение родителей в организации таких спектаклей (изготовление костюмов, кукол и декораций, исполнение родителями ролей) объединяет педагогов и семью, делает жизнь ребенка в детском саду интересной и разнообразной.
^ 3.5. Концерты детской самодеятельности.

Музыкальные и литературные концерты занимают значительное место в организации культурно-досуговой деятельности. Они могут выступать, как развлечение, и как форма проведения праздника. Например, в форме концерта могут отмечаться такие праздники, как 8 марта, 23 февраля, День победы, и др. В то же время тематические концерты носят познавательный характер, если они посвящены творчеству какого-нибудь композитора, писателя, поэта. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях. Ведущим на концерте должен быть педагог. Он может обыграть каждый номер, если увидит, что дети устали, или им стало скучно. Наиболее удачной формой тематического концерта является сочетание музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства.

3.6 . Организация развлечений. .

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми, учебными, но при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно-досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет носить увлекательный характер.

^ При организации развлечений важно не перегружать детей и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем и музыкальным руководителем, специалистами ДОУ, детьми и родителями. Некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно.

Планируют развлечения воспитатель и музыкальный руководитель совместно – это поможет углубить и разнообразить работу по воспитанию и обучению детей, а так же осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности. План должен быть выполним! Для этого следует учитывать реальную нагрузку воспитателя, музыкального руководителя, их участие в общесадовских и групповых мероприятиях. Когда воспитатель загружен, можно запланировать развлечения, не требующие длительной подготовки (просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей), или включить в план работы развлечения, основная нагрузка в подготовке которых лежит на музыкальном руководителе или инструкторе по физкультуре. И наоборот: если музыкальный руководитель занят на общесадовских мероприятиях больше, чем воспитатель, то развлечения организуются воспитателем. Все зависит от конкретной ситуации. Целесообразно составлять план развлечений на месяц или на квартал. Перспективное планирование поможет педагогам рационально, с наименьшими затратами сил и времени осуществлять руководство этим разделом работы.

Большое значение имеет музыкальное оформление развлечений. Продуманный подбор музыкальных произведений помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоциональный отклик. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное оформление в соответствии с возрастом детей, задачей и тематикой развлечения. Нельзя составлять музыкальное оформление из одной только новой, незнакомой ребенку музыки. Обязательно должны присутствовать знакомые произведения. Музыкальное оформление развлечений согласуется с тем репертуаром, который дети проходят на музыкальных занятия.
3.7. Организация и проведение развлечений воспитателем.

Воспитатель самостоятельно, при минимальной помощи музыкального руководителя, может провести следующие развлечения:


  • Театр игрушек или картинок

  • Драматизация сказок, литературных произведений

  • Вечер загадок

  • Забавы

  • Развлечения спортивного характера

  • Тематические литературные вечера

  • Литературные викторины

  • Просмотр фильмов, телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

3.8. Организация и проведение развлечений музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя, может провести следующие развлечения:


  • Музыкальные игры

  • Игры-драматизации

  • Концерты

  • Музыкальные викторины

  • Тематические музыкальные вечера

  • Прослушивание аудиозаписей

^ 3.9. Варианты планирования развлечений:

Понедельник:


  • Показ мультфильмов

  • Инсценирование сказки воспитателем (театр игрушек)

  • Просмотр детских телепередач

  • Аттракционы, шутки, загадки
Вторник:

  • Тематические вечера, литературные и музыкальные

  • Показ кукольного, теневого, плоскостного и др. Театров

  • Показ фланелеграфа (воспитателем и детьми)

  • Литературные или музыкальные викторины
Среда:

  • Маленькие веселые забавы

  • Инсценирование сказок детьми

  • Развлечения спортивного характера, театрализованная деятельность

  • Концерты с приглашением гостей (родителей, детей из других групп)

  • Дни рождения детей
Четверг:

  • Слушание аудиозаписей

  • Концерт детской самодеятельности

  • Просмотр детских телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

  • Показ видео
Пятница:

  • Шутки, загадки

  • Показ фокусов

  • Аттракционы
Этот вариант планирования дан в методических рекомендациях к «Программе», как пример, и варьируется в соответствии с реальными возможностями ДОУ и педагогов.

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ.

  2. ТВОРЧЕСТВО.

Многообразные виды досуговой деятельности, раскрыты в исследованиях Э. В. Соколова, которые классифицируются по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Отдых может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу, преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э. В. Соколова направлена на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя. Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга. С. А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях. Вместе с тем С. А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев путешествия и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно- игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.

Классификация форм досуга Все формы организации досуга отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на: – кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); – продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); – традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки бывают экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся. По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные. По субъекту организации классификация форм может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежит детям. По результату все формы можно разделить на следующие группы:– результатом является информационный обмен; – результатом является выработка общего решения (мнения); – результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников формы могут быть: – индивидуальные (воспитатель – воспитанник); – групповые (воспитатель – группа детей); – массовые (воспитатель – несколько групп, классов)