Культ тела получил исключительное развитие в. Культ обнажённого тела ведёт цивилизацию к вымиранию. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

В XVIII – XIX вв. в просвещенной Европе (например, во Франции, Италии и Испании) было популярно пышное женское тело, его воспевали многие знаменитые художники. Такой культ тела был не случайно.

В те давние времена только обеспеченные граждане могли позволить себе много и сытно питаться, не утруждать себя физическим трудом и тратить большие деньги на пошив одежды крупных размеров. Бедному сословию все это было недоступно.

Соответственно, женщина пышных форм могла служить доказательством достатка!


Желая «рисоваться» перед другими людьми, например, партнерами по ремеслу или влиятельными аристократами, проще было придумать новый эталон моды на полных женщин.

Но с тех пор утекло много воды, многие ученые проводили разные эксперименты и появились неопровержимые доказательства вреда такого «веяния моды» и культ тела изменился.

Болезни толстого тела

Внезапно оказалось, что избыточный вес равно как и низкие физические нагрузки очень вредят здоровью, существенно сокращая жизнь! Быть «умирающей» обеспеченной толстушкой оказалось не столь привлекательно, как многим казалось. Отсюда, научное сообщество извлекло свою выгоду, объявив целый список возможных проблем, сопровождающих избыточный вес.
В этот список попали такие неприятные для тщеславия женщины симптомы как:

  • Повышенная потливость;
  • Одышка;
  • Проблемы с артериальным давлением, взывающие головные боли и нарушения женского гормонального цикла;
  • Болезни суставов.

И, если в те далекие времена подагра считалась болезнью аристократов, то в современном мире вообще чем-то болеть не считается больше ни аристократичным, ни привлекательным!

В XX веке на пьедестал красоты возвели в культ тело здоровой женщины, избавив их от излишней полноты и, соответственно, от необходимость носить корсеты. Известно, что постоянное ношение корсета в те далекие времена также приводило к множеству проблем со здоровьем.

Но, не прошло и столетия, корсеты снова вернулись. Теперь, правда, корсет – не каждодневная обязательная одежда, а лишь редкий аксессуар, например, для интимного костюма или в качестве лечебно-профилактического аксессуара.

Здоровая фигура с анатомической точки зрения

Самое главное, чего добились модницы XX века – возможность поддерживать максимально здоровую фигуру с анатомической точки зрения.

В древней Греции был идеализирован образ женского тела, когда воспевали богиню любви – Афродиту. Этот образ воплотился в статуе Венеры с острова Милос. Именно эта статуя в наши дни считается эталоном красоты женского тела!

Хотя, высота статуи немного больше 2 метров, в пересчете на привычный нам рост около 164 см, пропорции составляют: 89-69-93 см. Как видите, это и есть те самые современные эталонные 90-60-90!

Однако, добиться таких пропорций не просто, но достижимо! Профессионалы в области построения идеального тела советуют:

  1. Придерживайтесь режима;
  2. Соблюдайте режим питания и рацион питания;
  3. Обязательно придерживайтесь необходимой физической нагрузки!

Соблюдая эти три несложных пункта, можно достигнуть практически идеальных результатов!

Главное – стремление! Приятно, что современное общество достигло того пика, когда культ тела абсолютный.

Везде можно увидеть «мотиваторы» привести себя в норму: в фильмах и передачах показывают, в основном, женщин с красивым, здоровым телом, много рекламы о снижении веса и красивой одежды на стройных моделях, . Социальные сети и публичные блоги во множестве обсуждают личную жизнь звезд, в том числе, изменения их фигуры!

Это хорошо с точки зрения культа тела отдельного человека.

1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно — просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска — родная сестра спартанского царя Агесилая.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.

Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

5.Древне Греческие праздники

Симпосий (др.-греч. Συμπόσιον) — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения. Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богам также полагалось вино, которое выплёскивалось из кубков под старинную культовую песню, посвящённую богу Аполлону, и музыкальное сопровождение флейтой.

Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.

Симпосии славились своими играми. Наиболее популярной был так называемый «коттаб» (др.-греч. κότταβος), изображения которого сохранились на многих вазах, в том числе на знаменитом псиктере Ефрония из Государственного Эрмитажа. Во время этой игры участники выплескивали остатки вина из своих открытых сосудов (киликов или скифосов), пытаясь попасть в цель.

В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.

Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.

Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.

Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции. Праздник посвящен богу Дионису. Сельские дионисии отмечались в ноябре — декабре. Городские дионисии (Великие дионисии) праздновались пять дней в феврале — марте. Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе.

Дни дионисии были не рабочими. В празднестве участвовало все городское население.

Панафинеи, Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια, лат. Panathenaia) — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название — Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». При архонте Гиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства.

Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, — один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие — с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н. э. — гимнические и со времён Перикла — музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне.

От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр — агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.

Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Именно в ходе Панафиней 514 г. до н. э. Гармодий и Аристогитон, получившие впоследствии прозвище тираноубийц, совершили неудачную попытку покушения на афинских тиранов Гиппия и Гиппарха, которая однако вошла в историю как дата рождения демократии.

Тарге́лии или Фаргелии (греч. Θαργήλια, «жатва, созревание плодов») — афинский праздник, совершавшийся 6-го и 7-го таргелиона в честь Аполлона и Артемиды. Таргелии и Дельфинии были важнейшими из Аполлоновых праздников в Афинах. Аполлона почитали как бога жаркого лета, способствующего созреванию полевых плодов, и приносили ему и орам первенцы этих плодов. Но так как жара, с другой стороны, может также действовать гибельно не только на растительность, но и на самих людей, то афиняне в этот праздник, стараясь сделать угодное богу, совершали разные умилостивительные и очистительные обряды.

Первоначально, как гласит предание, приносили в жертву либо двух мужчин, либо мужчину и женщину, называя их греч. φαρμακοί (т. е. служащими очистительной жертвой за грехи народа). Впоследствии афиняне, вероятно, отменили эту казнь и производили её только для вида. Подробности этого символического обряда неизвестны. 7-го таргелиона афиняне предавались праздничному веселью, сопровождаемому процессиями и всевозможными состязаниями. Важность этого праздника явствует из того, что заведование им поручалось первому архонту (эпониму).

Теофании (греч. θεοφάνια) — у древних греков дельфийский праздник богоявления, т. е. явления Аполлона. Этот день считался днем рождения Аполлона и в древние времена был единственным в году днём, когда открывался оракул для желающих вопросить бога. Праздник теофании символизировал возвращение или возрождение бога света и наступление весны. Церемонии дня состояли в процессии с лавровыми ветвями, в принесении жертв и молитв и в пиршестве, при котором совершались возлияния. Геродот упоминает об огромной серебряной чаше в Дельфах, вместимостью в 600 амфор, которая в праздник богоявления наполнялась вино.

Тесмофории (др.-греч. Θεσμοφόρια, лат. Thesmophoria) — большой аттический праздник в честь Деметры Законодательницы (Θεσμοφόρος) и отчасти Коры (Персефоны), справлявшийся исключительно при участии свободнорождённых женщин, во время посева, в конце октября (в аттическом месяце Пианопсионе).

На этом празднике Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и браков — тех установлений (θεσμοί), на которых зиждется культура народов, перешедших к оседлому образу жизни. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Тесмофории были народным и национальным праздником. Для совершения обряда и устройства пира в каждом деме выбирались по две из наиболее зажиточных и уважаемых женщин, на средства которых относились все расходы по устройству праздника.

В первый день тесмофории женщины собирались в определённом пункте и все вместе отправлялись в Галимунт, обмениваясь по дороге шутками и насмешками цинического характера. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы: сюда и направлялась процессия. Во второй день праздника приносились в жертву свиньи; в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в посте и унынии, в пятый же день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника изображён в дошедшей до нас комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий». Тесмофорический культ Деметры существовал, кроме Афин, во многих других городах.

Нынче у нас в большой моде культ тела. Гонка за сантиметрами, килограммами и объемами, подсчет калорий, тщательное планирование меню, упорные тренировки, каждодневные проверки степени упругости собственной попы, фотографии здоровых порций здоровой пищи на крохотных тарелочках. Многочисленные споры о правильности питания с легкостью становятся настоящими "холиварами" (т.е. буквально "священной войной"). Подтянутые спортивные дивы окатывают волной презрения тех, у кого "широкая кость" и "плохая генетика", последние и сами тихо презирают себя и стесняются пойти в спортзал или же, напротив, отчаянно себя насилуют, превращая свою жизнь в отчаянную борьбу с собственным телом.

Вам никогда не казалось, что все это - легкая степень сумасшествия? Все равно, что увлеченно коллекционировать марки, или обставлять свое жилище в стиле "Эрмитаж и Наполеон нервно курят в сторонке", или покрывать себя татуировками с ног до головы?

Я могла бы к этому сумасшествию присоединиться и рассказать вам, как я похудела на 20 с лишним кг за первые пару лет занятий йогой, и как это хорошо и приятно - жить в здоровом теле, но хочу поговорить совсем о другом.

Почему человек думает, что идеальное тело сделает его счастливым?


Тело изначально несовершенно по своей природе. Идеального тела не бывает. Хотя бы потому, что идеал - понятие достаточно субъективное. Но даже если пытаться опереться на какие-то стандарты, возьмите как-нибудь, посмотрите на доску почета или фотопапку с выпускного и вглядитесь в лица людей. Вы не найдете ни одного идеально симметричного лица. У кого-то левая бровь вздернута, у кого-то нос на бок смотрит, у кого-то одно плечо выше другого. И точно так же вы не найдете идеальной фигуры - у всех есть свои недостатки.

Тело - это временно. Тело будет стареть, хоть даже вы будете всю свою жизнь проводить в спортзале. Рано или поздно вам придется с ним расстаться.

Возводить культ вокруг тела так же нелепо, как холить и лелеять одно-единственное любимое платье в надежде, что оно никогда не выцветет, не порвется и не выйдет из моды.

Вы мне можете не поверить, но самые прекрасные люди, которых я знаю, вообще не видят физического тела в том смысле, в каком его видим мы. Для людей, у которых развито тонкое внутреннее видение, другие люди вообще не являются физическим телом. Они иным образом воспринимают окружающих. Как-то после очередного периода бурных внутренних перемен мой учитель мне сказал: "Слушай, я тебя не узнал. Думал, что это за девочка новая приехала, а это, оказывается, ты". Это при том, что внешне я не изменилась совершенно. К чему это я: быть рядом с духовным человеком - это всегда благословение. Потому что его радость, любовь, тепло, простота мировосприятия, внутренняя свобода перетекают к тебе. И чтобы быть рядом, чтобы получить эту благость, не нужно быть королевой красоты.

Однако случайному наблюдателю может показаться, что даже такая духовная практика как йога возводит в культ красивое и здоровое тело.

Почему так?
На самом деле, тут произошла некая подмена понятий.

Тело - это инструмент. Инструмент познания, восприятия, совершения действий. Чтобы наше тело могло адекватно воспринимать окружающий мир и проявлять в него тот свет, что есть у каждого из нас внутри, нужно, чтобы энергия свободно циркулировала в нем. Это и есть здоровое тело.

Здоровое тело - важное условие духовного развития, но не самоцель, поскольку само по себе оно не может служить источником счастья. И уж тем более оно не сможет служить постоянным, неисчерпаемым источником счастья, потому что само по себе оно временно и склонно портиться.

Человек же склонен полностью идентифицировать себя с телом. Он создает себе некий образ идеального себя - идеального тела - и думает, что только в таком теле он будет счастлив. И бросает на это все свои усилия. Это, в свою очередь, порождает чувство вины за каждый лишний грамм или кусочек хлеба, и вгоняет человека в депрессию, если вдруг тело его не слушается и ведет себя по-своему.

Вы никогда не задумывались о том, откуда в нас сидит вот эта установка на совершенство: "Чтобы быть счастливым, надо быть идеальным?" Надо иметь идеальное тело. Надо всем нравиться. Надо быть таким, каким общество хочет тебя видеть.

Это коллективная бессознательная установка, программа нашего времени. Она обуславливает нас и вгоняет в определенные рамки. Коллективное бессознательное не поощряет многообразия вариантов красоты, оно зациклено на некоем "эталоне". Любое отклонение вызывает у человека комплекс неполноценности. Если я не буду соответствовать, меня не полюбят муж/жена, дети, коллеги, друзья. Я не буду счастлив.

И эта программа кому-то выгодна. И на этой программе зарабатываются огромные деньги. Фитнес-клубы, тренажеры, биодобавки, таблетки для похудания, чудо-штаны и чудо-массажеры, целая огромная индустрия. Мы отдаем этому колоссальное количество своей энергии, не только материальной, но и духовной. Энергии, которую мы могли бы потратить на то, чтобы найти неисчерпаемый источник счастья и радости внутри самих себя.

Но выгодно ли это лично вам - соответствовать эталону? Принесет ли это вам счастье?

Здоровое и красивое тело - это не то, которое "90-60-90". Здоровое тело - это то, в котором нет блоков, и свободно течет энергия. В силу пракрити - изначальной конституции - оно может быть полным или худым, иметь быстрый обмен веществ или медленный, быть мягким и рыхлым или угловатым и жестким, низким или высоким, но от этого оно не перестает быть прекрасным. Красота мира - в его многообразии. Скучно было бы жить в мире, если бы все цветы были розами.

Но если тело болит, если лишний вес вызывает одышку и мешает жить, если одолевают лень и апатия, с телом можно и нужно работать. С чего начинать эту работу?

Один из первых принципов йоги - это ахимса. Ненасилие. И по отношению к себе в самую первую очередь. Во многих книжках можно прочесть, что нужно для начала "принять свое тело". Что это вообще означает?

Человеческое тело несовершенно, если рассматривать его с точки зрения эталона красоты. Но с точки зрения выполнения вашей личной задачи, вашей собственной программы на эту жизнь, ваше тело идеально вам подходит. Даже если оно вам совсем не нравится. Нужно понять: такое тело дано нам не в наказание за что-то, оно дано для чего-то. Чтобы проработать какие-то внутренние качества, какие-то аспекты отношений с жизнью.

Иногда мы завидуем более гибким и стройным людям, которым от природы дана отличная фигура. Мой учитель говорит, что иногда у девочек, которые легко стоят на руках или садятся на шпагат, внутренний прогресс идет медленнее, потому что тело не дает им такой возможности для внутренней работы, как у менее гибких учеников.

И если все это осознать, внутри рождается благодарность к телу. Поверьте - оно делает максимум того, на что оно способно в тех условиях, в какие вы его поставили.

Если вкратце говорить о моем опыте - никогда в жизни я не сидела на диете. Никогда в жизни не было у меня упорных мучительных тренировок, никогда я не шла на занятие и не выходила на пробежку через силу. Йога на физическом плане с самого начала была для меня удовольствием. И все эти килограммы ушли сами по себе, я никогда не ставила себе такой цели. Хотя мой учитель мне сразу сказал: если ты будешь заниматься, ты похудеешь, потому что уйдут внутренние блоки, из-за которых у тебя нарушен обмен веществ. С точки зрения общепринятых стандартов мне не помешало бы скинуть еще килограмм пять и подтянуть кое-какие места, но я не загоняюсь по этому поводу, потому что сейчас чувствую себя в своем теле отлично. Здоровые капхи не бывают худышками.

Само по себе перестроилось питание. Моя свекровь говорит: "У тебя такая сила воли! Тебе столько всего нельзя, как же ты можешь никогда не есть мяса?" На самом деле, я уже давно не воспринимаю мясо как еду. Вот как идешь и смотришь - ребенок сосет чупа-чупс, или мужики на скамейке пьют водку и закусывают килькой в томате, так же и мясо - просто не воспринимаешь это как нечто съедобное. Если есть отвращение, то это другое, отвращение - это обратная сторона привязанности... Но когда привязанность уходит, остается совершенно ровное отношение.

Надо понимать, что какими бы ни были внешние причины лишнего веса - переедание, пищевые привычки, нарушенный обмен веществ или гормональный баланс, истинная причина всегда лежит внутри. Мой учитель говорит, что лишний вес - это, обычно, страх. Вот главбухши часто бывают женщинами весомыми, а все почему - на них лежит большая ответственность. Все эти страхи, обиды, блоки, надо раскопать, осознать, принять и проработать. (Помните, убирая блоки в теле?)

Еще один мой любимый принцип работы над собой - это принцип замещения. Не нужно бороться с нежелательной привычкой, нужно заменить ее чем-то, что приносит больше удовольствия.

Если вас радует еда, но не радует лишний вес, не отказывайтесь от еды, просто ищите другой источник радости. Иногда, когда мужа вечером нет дома, я начинаю заниматься йогой и так увлекаюсь, что забываю поужинать. Мне просто не хочется. Бег - это мощный источник эндорфинов. Горные лыжи подарят больше адреналина, чем самый жуткий фильм. Массаж расслабляет лучше, чем алкоголь. И самую большую радость дарит медитация.

Еще один секрет - это общение. Когда мы общаемся с теми или иными людьми, к нам перетекают их качества. Поэтому общайтесь с теми людьми, качества которых вы хотели бы перенять. И в этом смысле групповые занятия очень полезны, особенно вначале.

Со временем осознаешь, насколько состояние тела влияет на внутреннее состояние. И когда внутри появляется вот эта доминанта - ощущение легкости, радости, утонченности, тебе уже не хочется грубой еды. Потому что это состояние более ценно, чем возможное удовольствие от еды. И тело уже само просит движения, хочет нагрузки, и для тела это в радость.

Да, тело - важная штука, тело требует заботы и приложения усилий. Но ставить его на первое место и превращать всю свою жизнь в борьбу за красивое тело - не очень разумно, потому что можно упустить самое главное.

Гонка за сантиметрами, килограммами и объемами, подсчет калорий, тщательное планирование меню, упорные тренировки, каждодневные проверки степени упругости собственной попы, фотографии здоровых порций здоровой пищи на крохотных тарелочках - все это прекрасно до тех пор, пока это просто игра. Пока вы не вложили в свое тело центр себя. Пока лишний килограмм не вгоняет вас в депрессию. Пока вы не обливаетесь слюнями, глядя на ужин соседа. Пока вы не превратились в злобную замученную стерву, потому что все время насилуете себя. Пока наряду с заботой о теле вы находите время, силы, энергию на то, что сделает вас по-настоящему счастливыми. Вашу собственную программу, а не навязанную извне. Вашу личную связь с бесконечностью, назовите ее как хотите - с Истиной, с Богом, со своим сердцем, с источником внутренней радости. С тем, что неисчерпаемо и не зависит от времени.

Суббота, 11 Окт. 2014

Как идея прогресса сознания и развития духовных качеств человека была подменена идеей технического прогресса, который происходит на фоне быстрого морального разложения.

  • В продолжение темы: Горькая правда и иллюзия счастья современного общества

Мы живем в Кали-югу, когда человечество стремительно деградирует, думая, что прогрессирует. Идея прогресса сознания и развития духовных качеств подменена идеей технического прогресса, который происходит на фоне быстрого морального разложения.

Внутренняя деградация человека в соединении с техническим развитием ставит человечество в очень опасную ситуацию, когда оружие и технологии оказываются в руках аморальных людей. Поэтому мы постоянно наблюдаем техногенные катастрофы, разрушение экологии, постоянные вооруженные конфликты. К этому добавляется повальная привязанность к употреблению алкоголя, табака, наркотиков, которые опускают сознание человека до уровня животного.

В этом невежественном состоянии сознания люди совершают много глупостей и ошибок, много насилия, что потом возвращается в их жизнь множством проблем. Эти процессы приобрели сейчас глобальные масштабы и потому можно назвать нашу эпоху временем глобальных перемен.

Комментарии к записи Победа над собой. Секрет успеха Елены Кутузовой отключены 777

Построить идеальную фигуру всего за 6 месяцев и принять участие в соревнованиях по фитнесу. Такая задача стояла перед двумя участницами реалити-проекта «Культ Тела-2». Но если у Ольги Зайцевой для этого имелись неплохие физические задатки, то для Елены Кутузовой миссия считалась практически невыполнимой, по причине лишнего веса и полного отсутствия тренировочного опыта. Итоговый результат красноречиво …

Открыть доступ

17.07.2017 Комментарии к записи Объявлен победитель проекта «Культ Тела-2» отключены 893

Открыть доступ

30.06.2017 Комментарии к записи 18 серия «Культа Тела-2». Тренируем ноги с Павлом Дворядкиным отключены 554

В 18 серии реалити-проекта «Культ Тела-2» очередным звездным наставником ребят станет пензенский экстремал, чемпион мира по жиму лежа и просто позитивный человек – Павел Дворядкин. Он преподаст тренировочный мастер класс по накачке мышц нижней части тела. Особенно полезны советы опытного атлета будут тем, кто хочет попробовать свои силы в пауэрлифтинге. …

Открыть доступ

31.05.2017 Комментарии к записи Специальный выпуск «Культа Тела-2». Битва в бикини: что осталось за кадром отключены 636

Предлагаем вашему вниманию очередной выпуск проекта «Культ Тела-2», собравший лучшие моменты выступлений наших очаровательных участниц на открытом Кубке городов России. Вы увидите эксклюзивные кадры интервью с Еленой Кутузовой и Ольгой Зайцевой за считанные минуты до выхода на сцену. Поддержать девушек в столь важный для них день пришли не только самые …

Открыть доступ

30.05.2017 Комментарии к записи Специальный выпуск проекта «Культ Тела-2». Петеримов против Русишвили отключены 610

В новом эпизоде проекта «Культ Тела-2» Евгений Титков и Ольга Русишвили побывают в гостях у обладателя стальной хватки и неукротимого нрава Олега Петеримова. Профессиональный боец ММА преподаст бывшей участнице нашего фитнес-марафона борцовский мастер-класс, продемонстрировав ряд коронных удушающих и болевых приемов из арсенала смешанных единоборств. Напомним, в июле Ольгу ждет первый …

Открыть доступ

25.05.2017 Комментарии к записи Герои «Культ Тела -2» рассказали поклонникам о себе отключены 388

У реалити — проекта о здоровом образе жизни «Культ Тела – 2» много поклонников. Поэтому однажды назрела необходимость провести встречу его участников со зрителями. В этой серии вы сможете увидеть праздник, который прошел в арт-клубе «Ламповая голова». На нем герои фитнес — марафона рассказали поклонникам о себе и своих целях …

Открыть доступ

11.05.2017 Комментарии к записи 17 серия «Культа Тела-2». Встреча со зрителями отключены 432

В 17 выпуске проекта «Культ Тела-2» вновь появятся хорошо знакомые зрителям чемпион России по бодибилдингу Иван Водянов и известный экстремал Александр Дубровин (Пересвет). Пока любители усердно осваивали новые упражнения для накачки мышц спины, профессионалы попрактиковались в искусстве троллинга. Впрочем, подстегивать наших участников нет нужды, поскольку они и без того предельно мотивированы …

Открыть доступ

05.05.2017 Комментарии к записи 16 эпизод проекта «Культ Тела-2». Кто такой Денис Рогозин? отключены 552

Мы продолжаем рассказывать о героях проекта «Культ Тела-2». В новом выпуске речь пойдет о Денисе Рогозине, 37-летнем предпринимателе из Пензы, который на спор решил принять участие в турнире по смешанным единоборствам. Учитывая приличный вес Дениса и полное отсутствие боевой подготовки, большинство интернет-пользователей поспешило объявить его идеальной боксерской грушей. Однако наш …

Открыть доступ