Филермская икона пресвятой богородицы. Гатчинские святыни. Филермская икона Богоматери Филермская икона божией матери общество тайных знаний

История Русской православной церкви

Филермская икона Божией Матери – утраченная «гатчинская святыня»

О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен



Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX – начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор отмечается «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что «оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге». Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России – Филермской иконой Божией Матери.

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом.

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую.

В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля).

Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.

В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.

Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена.

Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 – начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла.

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России».

Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому.

Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: «1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери – риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли «белые» и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей ИоаннБогоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними – ни причту, ни Приходскому совету – неизвестно».

Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г.. Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, «в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел».

Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована «упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников…». Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.

В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: «Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите». Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели).

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: «…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине». Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить». К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.

6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.

Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, «что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца», но отыскать их не смог.

31 декабря 1944 г. Черногория была освобождена от оккупации народно-освободительной армией Югославии, но реликвии еще около семи лет укрывались в монастыре. В 1951 г. гатчинские святыни были изъяты из Острожского монастыря во время конфискации церковных ценностей коммунистическими властями Югославии и вскоре переданы в музей г. Подгорица (в то время Титоград), а в 1960-х гг. перевезены в Исторический музей г. Цетинье – древнюю столицу Черногории.

Лишь 7 июля 1993 г., в день праздника Рождества Иоанна Предтечи, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. В мае 1994 г. глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Югославию, благословил народ Черногории десницей св. Иоанна Предтечи. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны – в Москву. В течение 40 дней святыня побывала в 16 городах России, Украины и Белоруссии, где ей поклонились более двух миллионов верующих, а затем была возвращена в Цетинский монастырь.

Филермская икона Божией Матери, как представляющая большую художественную ценность, до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. Руководство Черногорской митрополии неоднократно обращалось с ходатайством о передаче иконы в ведение Cepбской Православной Церкви; представители Мальтийского ордена также стараются заполучить чудотворный образ, обещая при этом значительную материальную компенсацию.

Таким образом, гатчинские святыни оказались утрачены для Русской Православной Церкви. Однако в некоторых храмах России сохранились списки Филермской иконы. В Павловском соборе Гатчины копию иконы и живописное изображение десной руки св. Иоанна Предтечи изготовил протоиерей Алексий Благовещенский, служивший настоятелем храма до своего ареста и расстрела в феврале 1938 г. В первой половине 1950-х гг. в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи, а в 1990-х гг. храму была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня. Установленный же в 1799 г. праздник с особой службой в память о перенесении мальтийских святынь в Гатчину и сейчас 12/25 октября ежегодно с особой торжественностью отмечается в Павловском соборе. В 1999 г., ровно через 200 лет после перенесения великих христианских святынь с острова Мальта в Россию, в Гатчине была возобновлена старинная традиция торжественного крестного хода.

К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих.

Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству . У них она пребывала три века.

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным ," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию , в город Ревель (ныне Таллин). В году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи .

Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию , где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна . После её кончины, 13 октября года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) . Затем они были помещены в православном соборе Берлина . Но в году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу .

В Югославских землях

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи . В апреле

Лекция «Филермская икона Божией Матери»

2 декабря в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК в Киеве прошла встреча, посвящённая истории Филермской иконы Божией Матери. По своему иконографическому типу Филермская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к сокращённому изводу «Одигитрии», что также соответствует первоначальному названию образа.

В начале встречи были представлены два короткометражных компьютерных фильма: «М.-Ф.Квадаль. Коронация Павла и Марии Фёдоровны» и «В.Л.Боровиковский. Портрет императора Павла I в коронационном облачении».

Первый фильм, созданный по сценарию директора Русского музея В.А. Гусева, рассказывается о произведении знаменитого в Европе художника второй половины XVIII и начала XIX века М.-Ф.Квадаля, изобразившего коронацию Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, состоявшуюся 5 апреля 1897 года в Успенском соборе Московского Кремля. Эта крупноформатная многофигурная композиция представляет собой некое тщательно продуманное и отрепетированное театрализованное действо и одновременно – групповой портрет высших государственных сановников. Картину, не нашедшую места в Михайловском замке, приобрёл князь А.Б. Куракин для своего имения «Надеждино». Ныне она хранится в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева. Фильм рассказывает о самой коронации и об изображённых на картине персонажах. Проводится аналогия с созданной в те же годы картиной Ж.-Л. Давида «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины».

Второй фильм содержит подробный рассказ о поступившем в Русский музей в 1897 году из Романовской галереи Зимнего дворца портрете Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена. В фильме собраны интересные сведения об истории принятия Российским императором титула Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, названного так в честь Иоанна Крестителя. Вручение Павлу I регалий, привезённых в Россию полномочным послом Мальты графом Литта, состоялось 29 ноября 1797 года в Тронном зале Зимнего дворца. Портрет, исполненный при жизни самодержца, в 1800 году, напоминает о торжественном церемониале, которым обставлялись все связанные с Мальтийским орденом события, выглядевшие пышно и подчас таинственно, с налётом театральности и рыцарской романтики.

Фильм рассказывает о творчестве автора – выдающегося живописца В.Л.Боровиковского, об архитектуре павловского времени, в частности, о новой резиденции императора – Михайловском замке, а также о символике портрета, связанной не только с зодчеством, но и с государственным строительством и деятельностью масонов.

После непродолжительных короткометражек была затронута тема касающаяся, одной легендарной святыни, за которой закрепился как на Западе, так и на Востоке статус апостольской святыни виденной Пресвятой Богородицей. Если вопрос апостольского письма закрыт по отношению к большей части икон, а о некоторых говорят, что они стали списком с иконы писанной Лукой, то о Филермской по умолчанию говорят как о той самой написанной апостолом. Три первых века христианства не дают нам никакой информации о внешнем виде Богородицы, не дошло до нас указаний, относящихся к иконографии Богоматери, а свидетельства IV–V веков и некоторые априорные соображения говорят, по-видимому, даже против существования в то время подлинных Её изображений или признанных таковыми. По замечанию блаженного Августина Аврелия (354–430): «Мы не знаем лица Девы Марии, от которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос… Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя которой Мария… Но такое ли лицо было у Марии, какое представляется в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру, может быть Она имела такое лицо, может быть не такое». Все многочисленные свидетельства об Апостоле и Евангелисте Луке как иконописце позднего происхождения, не ранее VI века.

Практически в каждом описании Филермской иконы присутствует по умолчанию упоминание о том, что «в 46 г. св. Лука отправил образ в свой родной город - Антиохию Сирийскую - к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу».

В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима, и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери. Где икона пребывала до 430 г. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвящённом Пресвятой Богородице. Здесь образ пребывал в течение нескольких столетий и прославился своей чудотворной силой. Известен факт исцеления двух слепцов, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела идти в церковь к иконе, где они тотчас получили прозрение. После этого случая образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).

В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершён крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения.

На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Её святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин (при императорах Константине Пагонате, Льве Исавре) и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира (при императоре Михаиле III).

В тяжёлые времена иконоборчества образ Филермской Божией Матери христиане сохранили от поругания нечестивых еретиков. По восстановлении иконопочитания чудотворный образ был вновь поставлен во Влахернском храме.

В 1204 году, когда рыцари четвёртого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесён в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.

В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрёл новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.

10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увёз с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила ещё одно длительное путешествие, на этот раз – в Россию.

Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину. А в память об этом торжественном перенесении мальтийских святынь в Россию был установлен 25 октября особый праздник: «Празднования св. Иоанна Крестителя Господня в память перенесения с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя»

В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.

После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса – домовом храме Царской семьи.

С 1852 по 1919 год, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь, откуда совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись для поклонения православному народу.

В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины в 1928 году дочери царственной особы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).

Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе г. Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдалённый Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.

Слушателям Русского музея была представлена интерактивная программа и фильм: «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны. Картина Мартина Фердинанда Квадаля». Программа включает живописные и графические портреты, виды городов и зданий, биографии исторических персон и документированные описания событий и регалий и облачений.

В заключение вечера был показан фильм из авторского цикла директора Государственного Русского музея В.А. Гусева - «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны».

Картина М.Ф.Квадаля, открытой в Михайловском замке Русского музея к 250-летнему юбилею со дня рождения императора Павла I. Венчание на царство российских монархов восходит ещё к XV веку, однако церемония коронации Павла I, соединившая старые православные традиции и новые веяния Европы, демонстрирует как неординарность личности самого императора, так и характерную для того времени расстановку приоритетов и политических пристрастий двора и самой России. Полотно Мартина Фердинанда Квадаля, на котором изображён один из самых ярких моментов церемонии, проходившей в Успенском соборе Московского Кремля 5 апреля 1797 года, представляет уникальный исторический документ, являясь групповым портретом императорской семьи и первых лиц государства.

Предание

Ранняя история Филермской иконы Божией Матери (до XI века) имеет удивительное сходство с историей одного из наиболее почитаемых в России иконописных образов Царицы Небесной - чудотворной Смоленской иконы Богородицы. Оба священные изображения были написаны, по преданию, святым евангелистом Лукой.

В 46 г. св. Лука отправил образ в свой родной город - Антиохию Сирийскую - к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу. Там икона находилась в древнем молитвенном доме и чествовалась верующими более трех веков.

В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима, и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери.

В святом граде икона оставалась до 430 г. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвященном Пресвятой Богородице. Здесь образ пребывал в течение нескольких столетий и прославился своей чудотворной силой. Известен факт исцеления двух слепцов, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела идти в церковь к иконе, где они тотчас получили прозрение. После этого случая образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).

В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершен крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения.

На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Ее святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин (при императорах Константине Пагонате, Льве Исавре) и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира (при императоре Михаиле III).

В тяжелые времена иконоборчества образ Филермской Божией Матери христиане сохранили от поругания нечестивых еретиков. По восстановлении иконопочитания чудотворный образ был вновь поставлен во Влахернском храме.

В 1204 году, когда рыцари четвертого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесен в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.

В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрел новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.

10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила еще одно длительное путешествие, на этот раз - в Россию.

Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину.

В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.

После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса - домовом храме Царской семьи.

С 1852 по 1919 год, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь, откуда совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись для поклонения православному народу.

В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После ее кончины в 1928 году дочери царственной особы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).

Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе г. Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.

Память Филермской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых святынь христианского мира, совершается 25 октября (н. с), в день перенесения чудотворного образа в Гатчину.

Иконография

По своему иконографическому типу Филермская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к изводу «Одигитрии», что также соответствует и данному когда-то образу наименованию.

Ближе всего чудотворная икона стоит к Казанской Одигитрии, если точнее, - к ее списку, находящемуся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это так же погрудное изображение Божией Матери, но без Младенца.

Главным в священном изображении является сосредоточенный лик Богородицы, своими тонкими чертами напоминающий Владимирскую икону Божией Матери. Есть все основания полагать, что образ Филермской Богородицы, так же, как и всемирно известная русская святыня, принадлежит комниновскому времени.

Списки иконы

Один из наиболее чтимых списков Филермской иконы Пресвятой Богородицы был написан в 1852 году для гатчинского собора во имя Святого Апостола Павла. В 1923 году Итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку святынь в том году в России уже не было, послу Италии в СССР был передан гатчинский список с Филермского образа.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, чтимый образ пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи .

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.


© Все права защищены

февраля 2014

О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен.

Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX - начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор отмечается "перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя" (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что "оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге" . Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России - Филермской иконой Божией Матери.

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом .

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую .

В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы - новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) .

Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца , а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.

В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла . Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно в Гатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.

Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена .

Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 - начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла .

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: "Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России" .

Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому .

Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: "1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери - риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли "белые" и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними - ни причту, ни Приходскому совету - неизвестно" .

Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г. . Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, "в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел" .

Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована "упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников..." . Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.

В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: "Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите". Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели) .

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: "…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине" . Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: "Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить" . К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.

6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории - в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.

Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, "что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца", но отыскать их не смог