Что такое октоих в православии. Октоих. Список использованной литературы

Октомих, Октамй, Охтамй, Осьмогламсник (греч. ?кфюзчпт -- «восьмигласник» от греч. ?кфю -- «восемь» + греч.?чпт -- «глас») -- богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни,повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней кроме того -- малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие». Октоих восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название Тропологий (Фспрпльгйпн). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга). На ранней стадии развития осмогласные комплекты седмичных песнопений получили название Октоих или Параклит (по некоторым текстам, обозначенным как «молебные», рбсбклзфйкьй). Оба названия -- Октоих и Параклит -- в ранней литургической практике могли применяться для собраний текстов с одними и теми же посвящениями, но также могли интерпретироваться по-разному в различных местных традициях. Древнейший дошедший до наших дней Октоих (только тексты, фрагментарно, без музыкальной нотации) был составлен в конце VIII -- начале IX веков; ныне известен как Параклит монастыря Св. Екатерины на Синае с сигнатурой Sinait. gr. 776. Древнейший русский Параклит (с музыкальной нотацией), составленный не позднее второй половины XII века в Великом Новгороде, хранится ныне в РГАДА под сигнатурой Тип. 80.

Богослужебная книга под данным названием незначительно отличается по своему содержанию в Церкви Греческой и Русской. (небольшая разница в отдельных седальнах)

В первой она содержит изменяемые молитвословия для служб воскресных дней (Недель) восьми гласов. Полный же вариант обычно именуется РбсбклзфйкЮ.

В Русской Церкви Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов для каждой из восьми недель (седмиц) восьминедельного круга восьмигласника. То есть, каждый из восьми разделов Октоиха (гласов) содержит особые песнопения для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу. Это песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней (Недель), кроме того, -- малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы единым мелодическим способом, одним напевом, то есть «гласом».

Пение Октоиха начинается непосредственно с самой Пасхи (стихиры Октоиха вошли в Цветную Триодь) с первого гласа, и стихиры поются всю Светлую седмицу, на каждый день Светлой седмицы приходится свой глас (исключая седьмой глас). Начиная с вечера Светлой Субботы (который есть уже начало Воскресенья -- Антипасхи), Октоих поётся на повечерии. На каждые семь дней, начиная с субботы вечера, приходится свой глас. Фомино воскресение (первое воскресение по Пасхе) и последующие за ним шесть дней это первый глас, Неделя жен мироносиц (второе воскресение по Пасхе) и последующие за ним шесть дней -- это второй глас, и далее по порядку каждые семь дней, начиная с вечера под воскресение, свой глас. Когда проходит восемь седьмиц или 56 дней (восемь гласов Ч семь), то опять начинается первый глас с богослужения вечера под воскресение. Такая последовательность сохраняется в продолжении всего года. Например, Неделя всех святых приходится через 49 дней после Антипасхи -- это восьмой глас, а следующее воскресение за Неделей всех святых, то есть через 56 дней после Фоминой Недели -- это первый глас. Пение Октоиха оканчивается в Лазареву субботу. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определённое время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определённом году, указано в Пасхалии зрячей.

Современная наука употребляет термин «Октоих» в основном в двух смыслах: первый -- это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй -- книга, используемая в современном православном богослужении. Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI - VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начи ная с IX века. IX век - это переломное для истории византийской гимнографии вре мя, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, за имствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, - появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена ра бота по созданию годового круга церковных песнопений. Одним из главных достижений Константинопольской Студийской школы гимнографии является выработка системы седмичных памятей. Именно этот важнейший фактор повлиял на процесс оформления разнородных собраний песнопений восьми гласов в единую книгу. Благодаря этому исполнение определенных гимнов в честь святых было приурочено к определенным дням церковной седмицы. Единый седмичный цикл, повторяющийся на протяжении каждой из восьми недель, стал вторым после осмогласия организующим принципом Октоиха как литургической книги. Что же представлял собой Октоих в первые века своего существования? Древнейшие редакции Студийского устава, представленные рукописями К-5349 собрания Государственной Третьяковской галереи конца XI - начала XII века («Ти пографский устав») и № 330 Синодального собрания Государственного Историчес кого Музея XII века свидетельствуют о том, что объем песнопений Октоиха в средневековый период значительно отличался от современного. Указанные рукописи называют лишь три жанра песнопений Осмогласника будничного цикла: стихиры на стиховне, седальны, один канон на утрене. древняя часть песнопений Октоиха -- его стихиры на стиховне и седальны - следуют I модели священных памятей седмицы. Схема эта впервые была использована еще преподобным Феодором Студитом при создании трипеснцев для Постной Триоди (813 - 820) Структура I цикла памятей была заимствована визан тийской гимнографией из Палестины вместе с древнейшими песнопениями Октои ха -- стихирами и седальнами и получила свое дальнейшее развитие в творчестве преподобных Феодора и Иосифа Студитов (Постная Триодь) и Иосифа Песнопис- ца (первые каноны Октоиха). Этот цикл седмичных памятей практически без изме нения вошел во многие средневековые уставы и гимнографические сборники. Вторая седмичная модель Октоиха возникла позднее, на византийской почве, из молебных песнопений восьми гласов в честь святых, которые в уставах различных монастырей и церковных центров полагались в определенные дни недели. Вторая седмичная модель Октоиха возникла позднее, на византийской почве, из молебных песнопений восьми гласов в честь святых, которые в уставах различных монастырей и церковных центров полагались в определенные дни недели. Реперту ар таких произведений в древности был намного обширнее современного и отражал местные традиции почитания святых в той или иной обители. В процессе многовекового развития православного богослужения утвердилась единая структура священных памятей, являющаяся контаминацией двух циклов по священий Октоиха. Она нашла отражение в различных церковных книгах: Часослове (дневные тропари святым), Шестодневе служебном, Следованной Псалтири, канониках, акафистни- ках, сборниках поучений и пр. Эту схему использовал святитель Кирилл Туровский при создании своего цикла седмичных молитв (молитв на все дни недели). Наконец, интересной живописной иллюстрацией седмичных памятей стали древнерусские иконы XVI -- XVII веков, использовавшие сюжет Шестоднева. Они представляют собой композиции из шести клейм: Воскресения, Собора Архангелов, или Собора Архангела Михаила, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, или Собора свя того Иоанна Предтечи, Благовещения, Умовения ног, Распятия. Парной иконой к Шестодневу является «Суббота всех святых» - многофигурная композиция с различ ными ликами святых, которая иногда составляет единое целое с Шестодневом.


Введение. Немного предыстории

Развитие Октоиха на Востоке и Западе

Развитие Осмогласия на Западе

Развитие Осмогласия на Востоке

Употребление Октоиха за богослужениями Русской Церкви

Творцы Октоиха

Подводим итоги


Введение. Немного предыстории


По дошедшим до нас свидетельствам, Спаситель, совершив со своими учениками Тайную вечерю, положившую начало таинству Евхаристии и установлению новозаветного богослужения, воспев, вошел со своими учениками на гору Елеонскую (Мф. 26:30). Так пение вошло в церковь Христову. По примеру Божественного Учителя и святые апостолы после вознесения Господня, посвящая 3, 6, 9-й, а также полуночный час молитве, сопровождали ее псалмопением (Деян. 16:25). Распространяя веру Христову, они научали этому и верных (1 Кор. 14:26, Еф. 5:19). Дело апостолов продолжили их преемники. Например, о святителе Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, известно, что он ввел пение антифонное, то есть поочередно исполняемое несколькими хорами.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что христианское богослужебное пение не случайность, вызванная слабостью или увлечением человеческим, а наоборот - оно ведет свое начало от Спасителя, утверждено трудами Апостолов и существует в Церкви от первых дней ее как обязательный атрибут молитвенных собраний христиан. (1)*

Их пение не было по своим музыкальным основаниям чем-то новым для своего времени, оригинальным или самобытным, Напротив, оно покоилось на тех же самых основах, на коих зиждилось античное певческое искусство. Большее внимание уделялось догматической составляющей песнопений. Подробное и более тщательное изучение музыки и пения, унаследованных Церковью от нехристианских народов, составило задачу последующих веков. А в I веке девизом пения были свобода и терпимость ко всем родам и видам музыки того времени. Впрочем, делу распространения христианства это ничуть не мешало, так как единый вокальный стандарт позволял неофитам сразу же во всей полноте участвовать в общественном богослужении.

Ближе к VIII веку, существующие сборники молитвенных песнопений, такие как Кондакарий, Ирмологий, Канонарь, Стихирарь, Кафисматарь и им подобные уже не могли удовлетворить потребности регентов и клириков при совершении богослужений. Это вызвано в первую очередь тем, что в этих книгах существует неопределенное количество песнопений для воскресных дней и праздников, из которых в каждой церкви выбирались нужные по усмотрению регента материалы (по принципу «как Бог на душу положит»).

Со временем возник единый стандарт песнопений, объединенный в несколько богослужебных книг: Минею, Триодь и Октоих. О последней книге и пойдет речь на страницах этой работы.


Развитие Октоиха на Востоке и Западе


Успешное распространение ересей спровоцировало в Церкви не только усиленную деятельность по определению православного учения. Значительные силы были направлены и на приведение в порядок и благолепие оправление богослужений.

В музыкальном отношении отмечалось отмежевание церковно-певческого искусства от мирского, что проявлялось в ограничении количества музыкальных тонов, допущенных к употреблению за православным богослужением. В период V-VIII веков это привело к созданию осмогласия - музыкальной системы, в границах которой впредь должно развиваться и существовать богослужебное пение. (2)

Но вернемся чуть ранее, во II век. Один из апологетов того времени Климент Александрийский уже тогда высказал мысль, что не все роды пения могут быть приняты христианами. По его мнению, должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламывающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. (3) «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство; оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство, пьянство в самом зародыше (по мнению Скабаллановича здесь говорится об агапах)»(4).

Таким образом, Климент Александрийский был первым учителем церкви, высказывающийся против употребления в церковном пении напевов страстных и искусственных. Позднейшие его последователи, на западе святые Амвросий Медиоланский и Григорий Великий, на востоке святой Иоанн Дамаскин из своей системы гласов исключили хроматический строй и приняли дорийский и фригийский диатонического характера.

Что же касается текста, то писатели III века хвалились перед язычниками обилием песней в своем богослужении и состязались с ними в этом отношении. Правда до наших дней дошли лишь немногие их творения. Это можно объяснить в первую очередь уничтожением христианских книг язычниками и тем, что христиане не метали бисер перед свиньями, трубя на каждом углу свое учение. Напротив, учитывая время гонений, можно заключить, что песни и стихиры не записывались, а запоминались и передавались из уст в уста. Из церковных писателей того времени можно упомянуть Непота, епископа Пентапольского, Климента Александрийского, священномученика Мефодия, епископа Тирского. Примерно в это же время была написана и песнь «Свете тихий» святителем Софронием, патриархом Иерусалимским. (5)

В IV веке святитель Амвросий Медиоланский, по мнению некоторых исследователей, составил нотный Антифонарий. Он заключает в себе четыре напева, основанных на четырех греческих музыкальных ладах: лидийском, дорийском, фригийском и миксолидийском. Различие напевов заключалось в различном главенствующем звуке (доминанте). Так получилось четыре гласа, принятых Римо-Католической церковью под названием амвросианских. В составе современного Римо-Католического осмогласия они соответствуют 1-ому, 3-ему, 5-ому и 7-ому гласам. Первые три из них очень похожи на православные 1-ый, 2-ой и 3-ий гласы. (6)

В конце VI века развитие пения и Октоиха на Востоке и Западе идет самобытно, порой в диаметрально противоположных направлениях, поэтому далее лучше рассматривать это в отдельных главах.


Развитие Осмогласия на Западе


Как было сказано ранее, Западная Церковь к началу V века окончательно установила у себя господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский), основанные исключительно на диатонике, отвергнув при этом прочие лады. Это пение впервые было введено в Церкви Миланской стараниями святителя Амвросия Медиоланского, поэтому и называлось по имени своего основателя «амвросианским». По своему содержанию оно было общецерковным, близким к пению Восточных Церквей. Амвросианское пение при Папе Дамасии было принято Римской Церковью в качестве основного и в течение V века распространилось не только по всей Италии, но и в Галлии и Германии. В начале V века подобное пение введено было и в Церкви Иппонийской блаженным Августином. К концу IV и началу VII века амвросианское четверогласие обогатилось еще четырьмя распевами и превратилось в осмогласие. По мнению историков, произошло это при святителе Григории Двоеслове Папе Римском на рубеже VI и VII веков, но на самом деле это произошло позднее. Во всяком случае, григорианское осмогласие заменило собою амвросианское четырехгласие, и было принято Западной Церковью в качестве «Cantus`a firmus`a», то есть пения, утвержденного как бы на все времена. (7)

Но, завершив создание осмогласия, Западная Церковь не удовлетворилась многовековой работой. Забыв все каноны и правила Запад отказывается от двух традиций церковно-певческого искусства, о которых писалось выше. Была введена полифония - многоголосное исполнение церковных песнопений, весьма посредственный вокал церковных хоров стали ретушировать музыкальным сопровождением. Орган при этом получил большое распространение как пособие для открытия новых музыкальных средств.

С изобретением полифонии, развитие Западного осмогласия, утратившего свое самостоятельное значение, было приостановлено. Церковные напевы были поглощены оригинальными авторскими произведениями. Западное богослужение, как носитель предания Святых отцов умерло, превратившись со временем в пышное вокально-инструментальное представление, что в свою очередь способствовало расцвету европейской музыки и пения. Но с другой стороны этот выбор Западной Церкви увел ее далеко от общецерковной музыкальной традиции. (8)


Развитие Осмогласия на Востоке


В Восточной Церкви пение на восемь гласов также развивалось очень активно. В распевах преобладал диатонизм, как лад наиболее соответствующий духу церкви. С начала V века устойчиво практиковалось осмогласие, никаких полифонических опытов проведено не было. Это способствовало упорядочению церковного пения, всякие излишества и страстность ослабели и исчезли. Богослужения стали более понятными и удобоисполнимыми, вместе с тем и более разумными и выразительными.

Из дошедших до нас текстов той эпохи можно судить и о количестве не дошедших до нас песнопений. Пусть Православный Восток в эпоху VIII-X веков и не сделал никаких открытий в области церковного пения, зато в это время было пересмотрено богослужебное наследие прошлого, выбрано лучшее и дописано новое. Окончательно определены виды песнопений, допущенные к богослужебному употреблению - стихиры, тропари, икосы и кондаки, прокимны, ипакои, светильны, блаженны и каноны. Определился также и круг богослужебных книг для пения. Одна из них, содержащая последование седмичного богослужебного круга восьми напевов или гласов, так и называлась «Октоих» или «Осмогласник». В этой книге был введен новый способ нотного письма - крюковой. Происхождение этого письма относят к преподобному Ефрему Сирину. В период VIII-X веков крюки получили всеобщее признание и распространение.

С появлением осмогласия мелодическое творчество не прекратилось, ему лишь были указаны определенные рамки, не позволявшие творцам преступать границы дозволенного. (9)


Употребление Октоиха за богослужениями Русской Церкви


После крещения Руси в 988 году новообразованная Церковь Русская вместе с вероучением приняла и церковное искусство, в частности богослужебное пение и тексты. Это и понятно, потому что церковная литература уже была к тому времени переведена на славянский язык. Вместе с книгами славяне приняли и готовые осмогласные распевы (гласы) и способ их изложения крюками. Во всей своей полноте, со всей широтой русской души, русичи приняли и святоотеческие взгляды на богослужебное пение, и установившиеся на Востоке способы и виды церковного пения, одиночного и хорового, и византийскую нетерпимость к музыкально-певческим течениям Западной Церкви.

Все это вместе взятое и предрешило судьбу русского церковного пения, с самого начала направленного в одном направлении с пением христианского Востока. Плодом такой деятельности оказалась дальнейшая деятельность Русской Православной Церкви по сохранению и умножению тысячелетней традиции церковного искусства.


Творцы Октоиха


Не лишним будет и упомянуть имена тех, чьими стараниями составились восемь церковных напевов (гласов) и сам сборник песнопений с одноименным названием. Объем этой работы не позволит поведать обо всех, поэтому я укажу лишь основных авторов, чьи песнопения и гимны вошли в Октоих.

Преподобный Авксентий ввел в свое богослужение первые довольно сырые и примитивные тропари-стихиры.

Первым автором кондаков по праву считается преподобный Роман Сладкопевец. У него было множество подражателей, из которых хочется отметить Анастасия, чьи кондаки слушались с живым интересом и блаженного Георгия Писиду. Перу последнего приписывают и литургическую песнь «Да исполнятся уста наша».

Изобретателем канона считают святителя Софрония Патриарха Иерусалимского. Именно он во время утрени чередовал стихи библейских песней с кондаками собственного сочинения. Продолжателями его дела стали преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, святитель Герман, Патриарх Константинопольский и многие другие.

Святитель Григорий Богослов оставил множество поэтических произведений. В его поэмах имеется много выражений, использованных впоследствии церковными песнописцами, особенно преподобным Иоанном Дамаскином в его Пасхальном каноне и стихирах.

Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский составил воскресные стихиры. Хотя некоторые оспаривают его авторство, считая, что подпись к стихирам «Анатолиево» относится к месту написания, а не к конкретному автору.

Святитель Косьма, епископ Маюмский друг преподобного Иоанна Дамаскина и его соученик принимал с Дамаскиным участие в составлении песнопений Октоиха. Им также составлены каноны: на Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Пятидесятницу, Преображение, Воздвижение и на Вход Господень в Иерусалим.

Преподобный Иосиф Песнопевец может считаться одним из самых плодовитых богослужебных писателей. Он составил каноны на будние дни седмицы в Октоихе и на другие дни памяти святых. Трудами преподобных Иосифа и Феофана Начертанного составлено множество канонов, дополнивших Октоих Дамаскина, и приведших его к современному состоянию.

На личности преподобного Иоанна Дамаскина стоит остановиться подробно. Бывший царедворец, приговоренный за измену, которую он не совершал, к отсечению правой руки и исцеленный Пресвятой Богородицей написал 64 канона. Из них известны:

.Пасхальный канон «Воскресенья день, просветимся людие...»;

.Канон на Успение Божией Матери: «Отверзу уста моя и исполнятся Духа...»;

.Каноны на Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и другие двунадесятые праздники (кроме Введения в храм и Крестовоздвижения);

.Каноны на начало индикта (1/14 сент.), на Зачатие Иоанна Предтечи, Усекновение и Обретение честной главы его и другие средние и малые праздники;

.Канон апостолам Петру и Павлу («Несть тебе подобен...»), каноны апостолу и евангелисту Иоанну, апостолу Андрею, первомученику и архидиакону Стефану, святителям Ипполиту Римскому, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому, преподобным Симеону Столпнику, Максиму Исповеднику и другие;

.Каноны на неделю Фомину и прочие воскресные дни, составившие основу «Октоиха»;

.Различные стихиры и тропари, в том числе, такие известные, как нынешний тропарь Нерукотворному Образу: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий...».

Иоанн Дамаскин, уже будучи иноком и насельником монастыря святого Саввы Освященного, около 730 года составил книгу, содержащую в себе тексты воскресных служб практически всего года, начиная со второго воскресения по Пасхе (с Фоминой недели) и заканчивая пятым воскресеньем Великого Поста (неделей преподобной Марии Египетской). Перу Дамаскина принадлежат ирмосы воскресных канонов, догматики и некоторые стихиры, написанные по преимуществу шестистопным ямбом - его любимым размером. Остальные песнопения, содержащиеся в книге, были удержаны из предшествующей богослужебной традиции. Последование служб пелось на восемь распевов (гласов) уже известных Восточной церкви. Октоихом Иоанна Дамаскина завершилась систематизация церковных мелодий, в которой Восток очень нуждался.

Современный свой вид «Октоих» получил благодаря стараниям преподобного Иосифа Песнопевца. Он значительно дополнил Осмогласник Дамаскина, добавив в него последования седмичных служб восьми гласов. Эта книга используется при оправлении богослужений Русской Православной Церковью. Греки же называют ее «Параклитик», оставив наименование «Октоих» за сборником Иоанна Дамаскина.


Подводим итоги

октоих церковь богослужение

Из этой работы мы узнали что:

.Октоихом называется книга, содержащая богослужебные тексты восьми церковных напевов (гласов) и сами эти напевы.

.Октоих - греческое название. На славянский язык переводится как Осмогласие.

.Церкви Восточная и Западная вначале вместе проводили работу по систематизации церковных распевов, но затем Запад, поправ все существующие каноны, ввел в церквях «полифонию», то есть пение многоголосное, партосное, когда каждый певец в хоре исполнял свою партию под музыкальное сопровождение. Еще одним нарушением Западной церкви стало использование органа в качестве церковного музыкального инструмента.

.Восток же, напротив, систематизировал церковное пение, введя систему осмогласия, и составил каноны (правила), которым следовало и следует впредь следовать при оправлении богослужений.

.Преподобный Иоанн Дамаскин положил начало составлению сборника, содержащего последования воскресных служб восьми гласов почти всего богослужебного года.

.Преподобный Иосиф Песнопевец значительно дополнил Октоих, добавив в него последования седмичных служб восьми гласов.

.В Русской Православной Церкви Октоихом называют сборник преподобного Иосифа, в то время как в Греции так называют лишь творение преподобного Иоанна Дамаскина, именуя первую книгу «Параклитик».

.В Октоих вошли лишь немногие произведения песнописцев, большая их часть была отсеяна и со временем забыта. Так, например, мы уже никогда не сможем послушать стихиры святителя Григория Двоеслова на праздник Пасхи, о которых упоминает в своих поучениях авва Дорофей.

Как бы то ни было эволюция Октоиха закончена успешно. Мы теперь имеем и восемь церковных напевов и множество изменяемых и неизменяемых песнопений для них. И пусть повсеместно распространен обиход, при пении стихир, канонов, тропарей, кондаков и многих других произведений не обойтись без старых добрых гласов.


Список использованной литературы:


1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами, М. 2006, «Сибирская благозвонница».

Алымов Виктор, «Лекции по исторической литургике», Сергиев Посад, издательство МДАиС.

Арранц Михаил, «Око Церковное», М. 1999, без издательства.

Климент Александрийский, «Педагог», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/pedagog

Климент Александрийский, «Строматы», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/stromaty

Красовицкая М.С., «Литургика», М. 1999, Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm

Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года.

Материалы онлайн-энциклопедии www.wikipedia.org

1.Никольский А. В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 1-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm

Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 113

Климент Александрийский, «Педагог», электронное издание, http://www.azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/pedagog , книга вторая.

Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 116-118.

Скабалланвич Михаил, проф., «Толковый Типикон», М. 1995, «Паломник», репринтное издание 1910 года, с. 175,176.

Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 3-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm

Никольский А.В., «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», 4-я глава, электронное издание, http://www.seminaria.ru/chsing/nikol_ocherk.htm


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Октоих — это церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и Литургии, а для недель, кроме того, малой вечерни и полунощницы.

Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы одним напевом (слав. – « «), в Октоихе. называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих» (греч. «окто» – восемь, «икос» глас).

Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. К той и другой части присоединяется Канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрени в праздники великих святых.

В обеих частях Октоих печатаются указания о совершении общественных богослужений, что составляет также содержание 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й глав Типикона. Перед последованием субботы первого гласа помещается глава о том, как совершается последование об усопших, что является содержанием 14-й главы Типикона, при этом печатаются и самые молитвословия панихиды.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей Всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определенное время.

Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определенном году, указано в Пасхалии зрячей. В ней при ключевой букве показано, в какое число месяца в данном году начнется каждый столп Октоиха При этом следует помнить, что столпы Октоих ведут счет с Недели Всех святых, а поэтому до Недели Всех святых нужно искать столпы гласов под ключевой буквой, которая относится к предыдущему году.

Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, а по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели Всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные.

Богословско-литургический словарь

О.А. Крашенинникова

Октоих (греч. Octoechos Осмогласник ), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.

Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в , 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники, а также их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные дни.

С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым и усопшим.

История византийского Октоиха

В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.

В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным) циклам; 2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха ; 3) в 9-11 вв. в Константинополе Октоих был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого (886-913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского († 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.

В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13-14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.

Избрный Октоих

Избрный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13-14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.

Параклитик

Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Избрного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник ангелам, во вторник Иоанну Предтече, в среду пресв. Богородице или Кресту, четверг апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу Кресту, в субботу пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.

Шестоднев

Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1-8 гласов и седмичные по одной из каждого гласа (в понедельник первого гласа, во вторник второго, в среду третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.

Богородичник

В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1-8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 - начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.

Литература:

Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1860. С. 190-216, 275-277; То же: Репринт. М., 1995.

Hoeg C ., Tillyard H. J. W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.

Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

  1. в дни предпразднеств и попразднеств;
  2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
  3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
  4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. , но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

1. Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник

1-й умилительный

2-й бесплотным

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас».

Вторник

1-й покаянный

2-й св. Иоанну

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».

Среда

1-й Кресту

2-й Богородице

«Слава Господи, Кресту Твоему честному»

«Пресвятая Богородице, спаси нас»

Четверг

1-й святым апостолам

2-й свт. Николаю

«Святии апостоли молите Бога о нас»

«Святителю отче Николае моли Бога о нас»

Пятница

1-й Кресту

2-й Богородице

см. Среда
Суббота

1-й всем святым

2-й мертвенный

«Вси святии молите Бога о нас»

к 1-му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев».

ко 2-му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».

Стихиры на стиховне: на утрени 1-я стихира без стиха

2- я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3-я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.

2. Литургия

Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона «Во Царствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.

Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.

Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

4. Повечерие

Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;

2. стихиры на стиховне.

2. Великая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;

2. стихиры на стиховне;

3. воскресный тропарь с Богородичном.

3. Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

4. Полунощница

Канон Святой Живоначальной Троице.

5. Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.

3. Степенны антифоны.

4. воскресный прокимен на утрени.

5. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»

6. Каноны на воскресной утрени:

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2-м, 4-м, 6-м).

6. Литургия

Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

Приложения Октоиха

  1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
  2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
  3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
  4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
  5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
  6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
  7. Троичны св. . Поются на воскресной полунощнице.
  8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
  9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
  10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
  11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
  12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
  13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.